Логотип
Логотип

Вход

Занятость и безработица. Прекращение выплаты пособия. Нормативные-правовые акты. Судебная практика.

Обязательным условием прекращения выплаты пособия является снятие гражданина с учета в качестве безработного. Возобновление выплаты пособия возможно только при повторном прохождении процедуры признания безработным с установлением соответствующего статуса (см. Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 14 августа 2012 г. по делу N 33-2565-2012).

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

1. признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ФЗ

2. прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

3. длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

4. переезда или переселения безработного в другую местность;

5. попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

6. осуждения лица, получающего пособие по безработице,

к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

7. назначения пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо назначения страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

8. отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

9. смерти безработного. При этом выплата суммы пособия по безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его смертью, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Размер пособия по безработице сокращается на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях

1. неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

2. отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (обучение).

Иные виды обеспечения по безработице.

См. ст. 29, 34.1, 34.2, 36 ФЗ «О занятости».

*В литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости восстановления обязательного страхования по безработице. Так,

В.Д. Роик, опираясь на положительный зарубежный опыт, предлагает в рамках системного подхода обеспечить социальную защиту безработным по двум каналам. Во-первых, установить выплату пособий по безработице за счет средств фонда занятости, в который взимаются страховые взносы как с работодателей, так и работников. Во-вторых, за счет бюджетных средств предоставлять социальное вспомоществование безработным (поддержка беднейших слоев населения). Размер пособия по безработице поставлен в зависимость от размера среднемесячного заработка, что характерно для страховых социальных выплат.

Важную роль играет и то, что пособие по безработице не выплачивается за счет средств обязательного социального страхования и не относится к видам страхового возмещения по обязательному социальному страхованию; средства на выплату пособия не формируются за счет какого-либо конкретного налога (сбора), а являются расходным обязательством Российской Федерации, выплачиваются за счет средств федерального бюджета. В этом плане значение приобретает не факт уплаты гражданином (или иным лицом за него) налогов и сборов, а факт отсутствия у лица занятости, основания потери им работы, его статус и т.п. Пособие по безработице имеет своей целью не только компенсировать утрату заработка безработным гражданином и снизить тем самым социальную напряженность, но и служит повышению мотивации гражданина искать работу,

сокращать период безработицы, исполнять требования органов службы занятости в плане трудоустройства и т.п.

*Критерии подходящей работы.

Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 04.08.2015) «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»)

1. Квалификация: Под профессиональной пригодностью следует понимать наличие у человека качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональных обязанностей при сохранении здоровья на всем протяжении трудовой жизни. Профессиональная пригодность определяется по совокупности критериев, среди которых важное место занимают медицинские показатели, а также наличие профессионально важных психофизиологических качеств. Профессиональная пригодность также определяет способность потенциального работника исходя из его физических и психофизиологических качеств, наличия навыков и опыта выполнять ту или иную работу.

2. Удаленность: По мнению В.Г. Сойфер, речь идет о близости рабочего места (организации, места работы) к месту жительства работника. Этот фактор, по мнению автора, сегодня приобретает решающее значение при оценке труда в крупных городах и населенных пунктах. Транспортная доступность определяется с учетом максимальной удаленности подходящей работы от места жительства зарегистрированных граждан и безработных граждан. Судебная практика исходит из того, что путь до работы не может превышать 1.5 часов. (См.: информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 марта 2013 г. «Ответы на вопросы органов исполнительной власти...».)

3. Заработная плата.

При этом в любом случае подходящей не может считаться работа, если (п. 4 ст. 4 Закона N 1032-1):

• она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

• условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

• предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина,

исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). При этом данное условие не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в соответствующем субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанной величины.

Нормативные-правовые акты:

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 31.07.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. N 84. 06.05.1996.

2. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 (ред. от 10.06.2020) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»

3. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 N 55424)

Судебная практика:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 N 31-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского»

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского».

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ в связи с жалобой гражданина К.В. Чумакина».

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина».

6. Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 19-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Громова Владимира Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

7. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1431-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Харламовой Татьяны Владимировны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

8. Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1921-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год», см. также Постановления от 16 декабря 1997 г. N 20-П и от 22 октября 2009 г. N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 г. N 421-О, от 15 ноября 2007 г. N 730-О-О и от 12 апреля 2011 г. N 550-О-О

9. Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 421-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рощина Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU