Логотип
Логотип

Вход

Занятость и безработица. Перечень документов, необходимых для регистрации в качестве безработного. Нормативные-правовые акты. Судебная практика.

1) Если есть профессия:

а) паспорт или документ, его заменяющий: В случае если представление паспорта невозможно в связи с тем, что он находится на переоформлении в связи с истечением срока действия либо иными обстоятельствами,

следует представить в органы службы занятости временное удостоверение личности.

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях: Согласно ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» квалификация - это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Из федерального законодательства следует, что документом, удостоверяющим квалификацию гражданина, является диплом.

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы: В письме Федеральной службы по труду и занятости от 8 ноября 2010 г. N 3281-6-2 «О форме справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы» отмечается, что форма справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы,

а также порядок ее выдачи нормативными правовыми актами Российской Федерации не утверждены. В связи с этим в случае отсутствия установленных формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и порядка ее выдачи работодатель может выдать указанную справку в произвольной форме с указанием общепринятых для документов организации (работодателя) реквизитов и сведений о среднем заработке. В целях установления «единообразия» в документообороте в 2016 г. было издано еще одно Письмо Минтруда России от 15 августа 2016 г. N 16-5/В-421 «О направлении формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы», где была утверждена типовая форма указанной справки, данная форма носит рекомендательный характер, не соблюдение данной формы, при наличии в справке всех необходимых данных не может служить основанием для отказа в регистрации. Так же следует учесть, что в соответствии с Разъяснениями Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2013 г. «Об условиях и порядке признания гражданина безработным» справка, составленная по форме 2-НДФЛ, не является альтернативой указанной справке о среднем заработке, так как в ней не содержится сумма среднего заработка за последние три месяца перед увольнением. При этом само по себе непредставление данной справки не является основанием для отказа в постановке на учет в качестве безработного и начисления пособия по безработице, т.к. такое пособие может быть начислено в минимальном размере (см. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 6 мая 2015 г. по делу N 33-1538/2015, Апелляционное определение Костромского областного суда от 13 апреля 2015 г. по делу N 33-507) + Письмо Минтруда России от 10.01.2019 N 16-5/В-5 «О направлении формы справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы».

2) если профессии нет:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

При этом на основании п. 24 Информационного письма Минтруда России от 05.03.2013 «Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» органы государственной власти,

осуществляющие регистрацию в качестве безработного не вправе требовать информацию о состоянии здоровья, если речь не идет о документах, подтверждающих статус инвалида или наличие профессионального заболевания.

2. При постановке на регистрационный учет безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения письменно (под роспись) уведомляют их о признании безработными и постановке на регистрационный учет. При этом безработный гражданин и гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, - это две разные категории, но при этом гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, может быть безработным.

Служба занятости вправе принять решение об отказе в признании гражданина безработным, если он (п. 3 ст. 3 ФЗ «О занятости»; п. 9 Правил регистрации безработных граждан):

-отказался от двух вариантов подходящей работы, включая временную, в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы;

- ищет работу впервые, не имеет профессии (специальности) и при этом дважды отказался от профессиональной подготовки или от работы, включая временную;

- два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

- неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;

- без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на учет в целях поиска подходящей работы не явился в службу занятости для подбора подходящей работы;

- не явился для принятия решения о признании его безработным в срок, установленный службой занятости;

- представил документы с заведомо ложными сведениями об отсутствии работы и заработка,

а также другие недостоверные данные.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости соответствующих документов. При этом, 11 дней – это календарные, а не рабочие дни. (см. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 марта 2013 г. «Ответы на вопросы органов исполнительной власти...»).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Таким образом, в целом порядок признания гражданина безработным схематично можно представить следующим образом:

1) регистрация в целях поиска подходящей работы;

2) предъявление соответствующих документов;

3) поиск органами службы занятости подходящей работы в целях ее предоставления данному гражданину (в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы);

4) признание гражданина безработным в случае невозможности предоставления подходящей работы в указанный срок.

Нормативные-правовые акты:

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 31.07.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. N 84. 06.05.1996.

2. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 (ред. от 10.06.2020) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»

3. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 N 55424)

Судебная практика:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 N 31-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского»

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского».

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ в связи с жалобой гражданина К.В. Чумакина».

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина».

6. Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 19-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Громова Владимира Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

7. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1431-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Харламовой Татьяны Владимировны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

8. Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1921-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год», см. также Постановления от 16 декабря 1997 г. N 20-П и от 22 октября 2009 г. N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 г. N 421-О, от 15 ноября 2007 г. N 730-О-О и от 12 апреля 2011 г. N 550-О-О

9. Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 421-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рощина Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU