Логотип
Логотип
Вход

Занятость и безработица. Понятие занятости. Нормативные-правовые акты. Судебная практика.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) (далее по тексту - ФЗ О занятости»)

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).

Исходя из сложившейся судебной практики ч. 1 ст. 1 указанного ФЗ в первую очередь включает в понятие «занятость» трудовую деятельность, хотя следует сделать оговорку о том, что из норм ФЗ «О занятости» можно выделить учебную, военную и иную занятость.

Также следует обратить внимание и на тот факт, что данным ФЗ вводится понятие - «заработок», которое включает в себя заработок и трудовой доход, таким образом данные понятия сначала «разводятся по разным углам», а затем в тексте ФЗ отождествляются.

ТК РФ не оперирует понятием заработка, используя синонимичные понятия заработной платы или оплаты труда работника, означающие вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Признаки занятости (все выводятся из определения, представленного выше):

1) направленность на удовлетворение личных и общественных потребностей. Под личными потребностями следует понимать прежде всего получение материального дохода в целях его расходования для удовлетворения индивидуальных нужд каждого конкретного человека (например, такие нужды, как питание, одежда, образование, воспитание детей, образование детей, отдых и т.п.). К общественным потребностям, как правило, относится производство каких-либо общественно полезных благ, например, оказание населению услуг, в том числе государственных и муниципальных услуг, производство продукции, обеспечение рабочих мест иным работникам и т.п.;

2) соответствие законодательству Российской Федерации. Осуществляемая гражданином деятельность не должна нарушать требования действующих нормативных правовых актов, а также права и законные интересы других лиц. В случае если такая деятельность противоречит законодательству Российской Федерации, она не может быть признана в качестве занятости для гражданина, а в отношении его могут наступить предусмотренные данным законодательством негативные последствия в виде различных мер юридической ответственности;

3) наличие в качестве результата такой деятельности заработка, трудового дохода.

На сегодняшний день существуют различные типы занятости, содержание и специфика которых позволяют говорить о типичных и нетипичных (нестандартных) формах занятости. Как отмечает Е.А. Браун, «нетипичный» - обладающий специфическими особенностями, свойственными, по сравнению с основным, иным типам и конструкциям. В. Гимпельсон и Р. Капелюшников указывают, что «стандартной» обычно считается занятость по найму в режиме полного рабочего дня на основе бессрочного трудового договора на предприятии или в организации, под непосредственным руководством работодателя или назначенных им менеджеров... все формы занятости, отклоняющиеся от описанного стандарта, включая самозанятость, могут рассматриваться как «нестандартные». Подробнее см. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права, Киселев И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2006. С. 329 - 343. Подшибякина Н.Д. Проблемы трудовых отношений: атипичные формы занятости // Труд и социальные отношения. 2009. N 1. Моцная О. Правовое регулирование трудовых отношений при нетипичных формах занятости // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2009.

Нормативные-правовые акты:

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 31.07.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. N 84. 06.05.1996.

2. Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 (ред. от 10.06.2020) «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»

3. Приказ Минтруда России от 22.02.2019 N 116н «Об утверждении Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2019 N 55424)

Судебная практика:

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.2019 N 31-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского»

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М.В. Чайковского».

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Е.Н. Эрлих».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ в связи с жалобой гражданина К.В. Чумакина».

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина».

6. Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 19-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Громова Владимира Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

7. Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. N 1431-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Харламовой Татьяны Владимировны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

8. Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1921-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондрашина Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 33 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год», см. также Постановления от 16 декабря 1997 г. N 20-П и от 22 октября 2009 г. N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 г. N 421-О, от 15 ноября 2007 г. N 730-О-О и от 12 апреля 2011 г. N 550-О-О

9. Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. N 421-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рощина Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
Сайт сделан scrpe.ru

© 2018-2024 SCRPE.RU