Логотип
Логотип

Вход

Бюджетная компетенция РФ, ее субъектов и муниципальных образований

В соответствии со ст.ст.7-9 БК РФ бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются как установленные законодательством РФ их права и обязанности по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Самым широким уровнем полномочий наделены гос органы РФ, далее по объему полномочий – органы гос власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Разграничение бюджетной компетенции установлено Конституцией РФ и БК РФ.

РФ как суверенное государство имеет право на самостоятельный бюджет.

Полномочия РФ в лице ее органов гос власти:

- право устанавливать общие принципы налогообложения и сборов в РФ,

- право разграничивать полномочия по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней,

- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,

- утверждение и исполнение бюджетов субъектов и местных и утверждение отчетов об их исполнении, контроль;

- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета,

- утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление отчетности об исполнении;

- утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов,

- утверждение бюджетной классификации РФ,

- полномочия в области регулирования государственного и муниципального долга,

- полномочия по регулированию межбюджетных отношений,

- контроль за использованием переданных в нижестоящие бюджеты средств.

На федеральном уровне устанавливаются единые формы бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней. Это является компетенцией Минфина РФ (ст. 165 БК РФ).

На федеральном же уровне определены перечень и порядок формирования государственных внебюджетных фондов,

организационные вопросы управления их деятельность.

Полномочия органов гос. власти субъектов РФ.

Каждый субъект имеет право на собственный бюджет. Это право не обусловлено ни размером территории, ни численности населения. Все равноправны (ст.7 Конституции РФ).

Полномочия:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета субъекта, его утверждения и исполнения, контроль за исполнением, утверждение отчетов об исполнении,

- на законодательном уровне решения о введении региональных налогов и сборов в рамках налогового законодательства, установление размера ставок по ним и предоставление налоговых льгот в предоставленных им пределах,

- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов между бюджетом субъекта и местным бюджетом. Решение о привлечении помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, образуемого в составе федерального бюджета.

- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта местным бюджетам и ее непосредственное предоставление. То же самое касается и предоставления бюджетных кредитов юр. лицам на платной, возвратной основе.

- полномочии по регулированию гос долга: определение перечня и порядка внутренних заимствований субъектов; осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта и управление го гос долгом.

Органы местного самоуправления .

ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений на общей территории и т.д. в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Здесь также осуществляется принцип равноправия, в соответствии с которым все муниципальные образования независимо от состава территории, численности населения обладают равной совокупностью бюджетных прав.

Полномочия:

- порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета,

его утверждения и исполнения, контроль за исполнением, порядок утверждения отчетов, осуществление всех стадий бюджетного процесса,

- определение порядка направления в бюджет доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов (собственные доходы: местные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, доходы от имущества в муниципальной собственности, местные штрафы, добровольные пожертвования и т.д.),

- требовать предоставления материальных ресурсов для осуществления отдельных гос полномочий (смета расходов территорий не являющихся муниципальными образованиями),

- самостоятельное определение расходования бюджетных средств (льготы по оплате ЖКХ, надбавки к пенсиям…),

- представительный орган местной власти за счет средств местного бюджета вправе создать муниципальное казначейство в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета,

- иные полномочия (например, предоставление межбюджетных трансферов между местными бюджетами)

Если конкуренция, то приоритет фз о бюджете (см позицию конституционного суда)

Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ (последняя редакция)

Пример

Установите, какие принципы бюджетного права нарушаются в следующих случаях:

1) принятие нормативного правового акта, устанавливающего новое расходное обязательство России, в котором не предусмотрены источники покрытия возникающих расходов;

Решение

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

БК РФ Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

1. Если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU