Логотип
Логотип

Вход

Субъекты бюджетного права и бюджетные правоотношения

Субъекты бюджетного права - это те лица, которые обладают бюджетной правосубъектностью и могут благодаря этому участвовать в конкретных бюджетных правоотношениях.

Субъекты бюджетного права подразделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования, т.е. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования,

б) органы государственной власти и местного самоуправления,

а также Банк России,

в) юридические и физические лица

Характерной чертой правосубъектности почти всех субъектов бюджетного права (кроме бюджетных учреждений) является то, что она выражается в их компетенции, т.е. определенной системе правомочий, где права субъектов являются одновременно и их обязанностями.

В бюджетном праве доминирующими субъектами являются Российская Федерации, субъекты РФ и муниципальные образования. Это связано с тем, что развитие отношений, составляющих предмет бюджетного права, осуществляется главным образом за счет реализации суверенных прав государства, а также прав, при надлежащих муниципальным образованиям. К суверенным правам Российской Федерации (в целом) относятся право на собственный бюджет, право на зачисление доходов в бюджет, право на рассмотрение и утверждение бюджета и др. Соответственно развитие бюджетных отношений, например, по поводу рассмотрения и утверждения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ осуществляется через реализацию бюджетной компетенции (правосубъектности) Российской Федерации и субъектов РФ,

а не уполномоченных ими органов.

Органы государственной власти и местного самоуправления являются самостоятельными субъектами бюджетного права, поскольку они обладают бюджетной компетенцией. Они выступают в качестве уполномоченных государством органов.

Юридические лица являются субъектами бюджетного права потому, что участвуют в бюджетном процессе (бюджетные учреждения), а также получают финансовые ресурсы из бюджета.

Физические лица также относятся к субъектам бюджетного права, постольку они являются получателями бюджетных средств.

Бюджетные правоотношения - разновидность финансово-правовых отношений, поэтому для них характерны все признаки указанных отношений. Вместе с тем бюджетные правоотношения характеризуются особенностями, обусловленными предметом бюджетного права.

Во-первых только для бюджетных правоотношений характерен столь уникальный объект, как закон о бюджете на текущий год, проект бюджета и бюджет как плановый акт. Например, объектом бюджетно-правового отношения по рассмотрению и утверждению бюджета является проект соответствующего бюджета на следующий финансовый год, а объектом правоотношения по исполнению бюджета является бюджет как плановый акт и одновременно закон (постановление), которым он утвержден.

Во-вторых, в системе финансовых правоотношений только для бюджетных правоотношений в ряде случаев характерна цикличность. Это обусловлено цикличностью бюджетного процесса и ограниченностью срока действия бюджетного закона. Так, в частности, бюджетные правоотношения по поводу исполнения бюджета ограничены сроком действия закона о бюджете, который принимается на один финансовый год (ст. 5 БК РФ). После окончания финансового года и принятия нового закона о бюджете правоотношения по поводу исполнения бюджета возникают вновь. Общими признаками бюджетных правоотношений следует считать те, что, во-первых, возникают на основе норм бюджетного права; во-вторых, имеют волевой характер; в-третьих, охраняются государством; в-четвертых, характеризуются индивидуализированностью субъектов, определенностью их поведения; наконец, субъекты правоотношения связаны между собой взаимными субъективными правами и обязанностями

Характерные особенности бюджетных правоотношений заключаются в следующем.

1. Бюджетные правоотношения - вид финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения возникают в сфере образования (формирования), распределения (перераспределения) и использования денежных фондов,

финансовых средств государства и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения возникают по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, утверждения и исполнения указанных бюджетов, осуществления контроля над их исполнением и т.д.

Иными словами, бюджетные правоотношения возникают в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

2. Обязательным субъектом бюджетных правоотношений всегда является государство в лице уполномоченного органа, органа местного самоуправления.

3. Бюджетные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе функционирования бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

При этом трехуровневая бюджетная система определяет особенности бюджетных правоотношений, возникающих в процессе функционирования федерального бюджета, региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.

Виды бюджетных отношений.

Основным критерием классификации бюджетных правоотношений является трехуровневая бюджетная система Российской Федерации.

Следовательно, можно выделить бюджетные правоотношения с такими объектами, как федеральный, региональный бюджеты и бюджет муниципального образования.

Задачи рационального и эффективного распределения финансовых средств на всех уровнях федеративного устройства России обусловливают выделение таких видов бюджетных правоотношений, как вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные бюджетные правоотношения функционируют между Российской Федерацией - ее субъектами - муниципальными образованиями и характеризуются соответствующей иерархией.

К вертикальным бюджетным правоотношениям следует относить межбюджетные правоотношения.

Например, "Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений" устанавливают порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

В бюджетной системе России "подчиненность" проявляется в устойчивых управленческих связях и заключается в том, что системные связи между уровнями бюджетной системы образуются только между первым и вторым и вторым и третьим уровнями, т.е. между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами.

Горизонтальные бюджетные правоотношения функционируют между равноправными по правовому статусу территориями, т.е. между субъектами Российской Федерации или между муниципальными образованиями.

По объекту правового регулирования принято выделять имущественные и неимущественные, отделимые и неотделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.

Так, отделимые от материального содержания правоотношения объекты - те, которые так или иначе зафиксированы в бюджетно-правовых нормах либо вытекают из анализа указанных норм и существуют как предметы окружающего мира: бюджетные кредиты, бюджеты,

субсидии, проекты бюджетов, нормативные акты и др.

Неотделимые от материального содержания правоотношения объекты - те, которые представляют собой результат деятельности участников бюджетных правоотношений, неотделимый от его материального содержания (например, бюджетный контроль).

Имущественные правоотношения выделяются таким объектом, как, например, бюджетный кредит, трансферт, а объектом неимущественных правоотношений являются проект бюджета, финансовый контроль и т.д.

По основным функциям права бюджетные правоотношения подразделяются на регулятивные правоотношения, обеспечивающие реализацию регулятивной функции права, и охранительные правоотношения, обеспечивающие реализацию охранительной функции права.

В структуру бюджетного правоотношения входят четыре элемента: объекты, субъекты, субъективное право и юридическая обязанность.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU