Логотип
Логотип

Вход

Пределы действия нормативных источников налогового права.

Нормативный акт имеет пределы своего действия в следующих “измерениях”: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Нормативные акты о налогах и сборах: законы и подзаконные акты вступают в силу по специальным правилам (ст.5 НК),

а прекращают свое действие - по общим правилам.

Порядок вступления в силу нормативных актов о налогах и сборах. По общему правилу федеральные, региональные и местные нормативные акты о налогах (именно налогах) вступают в силу при соблюдении двух условий в совокупности: не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Из этого общего правила предусмотрены два исключения:

1. Нормативные акты о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования. Для сборов налоговый период не устанавливается, поэтому второе условия вступления в силу законов о сборах не предусмотрено.

2. Нормативные акты, устанавливающие или вводящие новые налоги и (или) сборы вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

Законодательство о налогах и сборах применяется к налоговым отношениям, возникшим после вступления нормативного акта в силу. Согласно Конституции РФ (ст.54 и 57) действует запрет обратной силы в том числе и налогового закона.

Общее правило гласит,

что не имеют обратной силы нормативные акты о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следовательно, запрет обратной силы закона распространяется не только на плательщиков налогов и сборов, но и налоговых агентов, банки и других, более того, перечень оснований признания закона, ухудшающим положение названных лиц является по НК РФ открытым.

Из этого общего правила о запрете «обратной силы» налоговых законов предусмотрены два исключения, когда допускается названная «обратная сила»:

1. Обратная сила нормативного акта прямо предусмотрена законом, но только в плане улучшения положения налогоплательщиков (отмена, снижение размера налогов и устранение налогоплательщиков, налоговых агентов или иным образом улучшение их положения др.). Эти акты законодательства могут также вступать в силу со дня их официального опубликования,

если прямо предусматривают это. Перечень оснований признания актов законодательства о налогах и сборах, улучшающими положение налогоплательщика является открытым.

2. Обратную силу имеют налоговые законы без указание на то в самом законе, назовем их актами безусловной обратной силы - это акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов и их представителей. При этом термин “дополнительные гарантии защиты прав” довольно емкий и многозначный, что на практике повлечет разноречивые толкования. Поэтому Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой НК РФ» дал примерный, ориентирующий правоприменителей перечень норм, устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов указав на п.7 ст3, ст.6, 108,109,

11, п.1 ст.112, ст.115. Эти акты законодательства могут также вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Налоговому законодательству ряда зарубежных стран известно правило перехода налогового закона. Оно применяется в связи с реализацией долгосрочных инвестиционных проектов. Если после начала реализации инвестиционной программы происходит изменение в налоговом законодательстве, объекты подпадающие под обложение новыми ставками, в соответствии с этими правилами могут быть выведены из-под действия новой налоговой нормы (См., например ст.38 «Гарантия от неблагоприятных изменений законодательства о налогах и сборах» ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005 г.)»).

Международные налоговые соглашения РФ подлежат ратификации в форме федерального закона, который вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в Собрании законодательства РФ, если самим федеральным законом не установлен иной порядок. Однако международное налоговое соглашение вступает в силу для РФ не с момента вступления в силу закона о ратификации, а в порядке и сроки, предусмотренном в самом соглашении или согласованные между договаривающимися сторонами. Прекращаются международные налоговые соглашения в связи с их денонсацией одной из сторон.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU