Логотип
Логотип

Вход

Сбалансированность бюджета ( доходов и расходов). Специальные антидефицитные механизмы.

Сбалансированность бюджета - это один из основных принципов бюджетной системы РФ. Он означает что объем предусмотренных бюджетом доходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Отклонения от равновесия доходов и расходов называются профицитом и дефицитом

Профицит - превышение доходов над расходами. Бюджет должен быть составлен без профицита.

Дефицит - превышение расходов над доходами бюджета. Сбалансирование бюджета при дефиците предполагает применение различных финансовых инструментов,

важнейшими среди которых являются следующие:

• установление предельных размеров дефицита;

• порядок покрытия дефицита с указанием источников;

• режим сокращения расходов бюджета (определение защищенных статей и введение механизма секвестра);

• привлечение средств путем займов (государственных и муниципальных) и использование банковских кредитов. Такие средства привлекаются на основании разрешений соответствующих представительных органов.

При установлении норм, регулирующих дефицит бюджета, БК РФ вводит ряд ограничений, связанных с предельными размерами дефицита. Так, предельные размеры дефицита (размер дефицита федерального бюджета не должен быть больше суммарного объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ,

субъекта Федерации - не более 15% объема доходов бюджета субъекта Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета, дефицит местного бюджета соответственно - не более 10%).

В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета, установленные законом о конкретном бюджете, подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся:

• кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

• государственные и муниципальные займы осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом формируется соответственно по уровням бюджетной системы государственный внутренний долг РФ, государственный внутренний долг субъекта Федерации и муниципальный внутренний долг (в валюте РФ).

К внешним источникам относятся:

• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм,

международных финансовых организаций в иностранной валюте;

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

Таким образом формируются государственный внешний долг, который существует как государственный внешний долг РФ. Субъекты Федерации, органы местного самоуправления не вправе финансировать дефицит бюджета за счет внешних источников.

+ Сбалансированный бюджет - общий объем расходов = общему объему доходов + источники финансирования дефицитов бюджетов (на основе принципа сбалансированности)

Виды:

• сбалансированность прогнозированная - на стадтии разработки бюджета

• сбалансированность на стадии исполнения бюджета

• фактическая сбалансированность - на стадии подготовки отчетов

источники финансирования дефицитов бюджетов являются те же самые источники доходов только облеченные в специальную правовую форму, в силу того, что их цель тем не менее - покрытие расходов. (на уровне РФ этим источником является продажа драгоценных металлов и драгоценных камней)

Сбалансированность м.б. 2х видов:

• профицит бюджета - доходы больше расходов

• дефицит бюджета - расходы превышают доходы (в идеале дефицит бюджета не должен превышать 5% от ВВП)

Специальные антидефицитные механизмы.

1. установление максимального размера дефицита бюджета. В случае не соблюденя данного требования применяются меры бюджетного принуждения. На уровне субъектов РФ макс жесткая мера - введение временной администрации т.е. у субъекта РФ отбирают полномочия о подготовке собственного бюджета,

проект бюджета в данном случает готовится МинФином.

2. определение перечня защищенных статей (статьи сокращение расходов по которым в принципе не допускается) одновременно с ведение так называемого механизма "секвеста" (секвестр - пропорциональное сокращение расходов на те или иные нужды). Данный механизм используется на стадии исполнения бюджетов

3. специальные антидефицитные средства. На примере РФ таким специальным антидефицитным механизмом является использование нефтегазовых доходов. Основной источник дохода государства может слежить специальным механизмом. (В Норвегии - нефть, Чили - медь...)

Специальные антидефицитные механизмы федерального бюджета основываются на следующих принципах :

1. определение доходной части бюджета без учета нефтегазовых доходов

2. формирование нефтегазового трансферта за счет нефтегазовых доходов, при этом размер трансферта определяется равным дефициту федер бюджета (дефицит фед бюджета не может превышать размер нефтегазового трансферта)

А. цены на сырую нефть превышают запланированные - получется излишек. Нефтегазовые доходы в части превышающие размер нефтегазового трансферта подлежат зачислению в Резервнфый Фонд. Резервный Фонд - фонд денежных средств, подлежащий обособленному учету и распределению. Источниками формирования Резервного фонда являются:

а. нефтегазовые доходы

б. средства получаемые от управления средствами резервного фонда (размещение средств резервного фонда в различные долговые обязательства). Размещение средств бюджетного фонда допускается в долговые обязательства наиболее развитых стран (США, Германия, Франция), а также в мждународные крупные компании (Международный валютный фонд).

Размещение средств в договорные обязательства именно данных государств и организаций гарантирует:

1. возврат этих средств

2. прирост денежных средств

Законом о Фед бюджете на соответствующий финансовый год устанавливается нормативная предельная велечина резервного фонда. В случае достижения резервным фондом своей предельной велечины нефтегазовые доходы подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния.

Фонд национального благосотояния формируется за счет нефтегазовых доходов + средства получаемые от управления средствами резервного фонда. Эти денежные средства расходуются на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда и на софинансирование пенсионных накоплений граждан по программе добраольного пенсионного страхования. Управление средствами резервного фонда и ФОнда национального благосостояния осуществляется Правительством РФ. Ряд функций может возлагаться Министерство Финансов РФ или на ЦБ РФ

Б. Цены на сырую нефть ниже прогнозированный - включается специальный антидефицитный механизм. Покрытие дефицита федерального бюджета осуществляется за счет средств Резервного фонда РФ, т.е. включается обратный механизм.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU