Логотип
Логотип

Вход

Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений,
организации и осуществления бюджетного процесса.

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.

Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг.,

сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.

Финансовая помощь

Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности предоставляется субъектам Федерации при условии подписания соглашения об исполнении его бюджета через Федеральное казначейство.

Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:

▪ предоставлять бюджетные кредиты в размере, превышающем 3% расходов его бюджета;

▪ предоставлять государственные гарантии в размере, превышающем 5% расходов его бюджета.

Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

Эти нормативы должны разрабатываться с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг.

Субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:

▪ расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

▪ расходов по федеральным целевым программам;

▪ капитальных расходов.

Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов,

вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

Минфин РФ и Счетная палата РФ имеют право провести ревизию бюджета субъекта Российской Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета.

Если субъект Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его консолидированного бюджета, то ревизия его бюджета осуществляется в обязательном порядке.

Бюджетам муниципальных образований финансовая помощь оказывается из бюджетов субъектов Федерации.

Эта помощь предоставляется в следующих формах:

▪ ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;

▪ субвенций на финансирование целевых расходов;

▪ бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.

Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования — получателя этой помощи.

Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.

Обычно такая помощь предоставляется на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.

Межбюджетные трансферты.

Бюджетная система – это совокупность взаимосвязанных бюджетов всех уровней. Взаимосвязь бюджетов осуществляется через межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения складываются между органами государственными органами и органами местного самоуправления по поводу перераспределения между бюджетами различных уровней доходов и расходов и выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Межбюджетные отношения складываются по поводу финансовой помощи. БК РФ устанавливает порядок предоставления финансовой помощи в межбюджетных отношениях (гл.16). Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ осуществляется в форме дотаций,

субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Формы финансовой помощи (межбюджетные трансферты) одного уровня бюджета другому подразделяются:

1) финансовая помощь федерального бюджета бюджетам субъектов федерации и бюджета субъекта федерации местным бюджетам из фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований (соответственно федерального и региональных) в форме дотаций

2) финансовая помощь федерального бюджета бюджетам субъектов федерации и бюджета субъекта федерации местным бюджетам из фондов регионального развития и фондов развития муниципальных образований для долевого финансирования инвестиционных программ, развития общественной инфраструктуры (соответственно федерального и региональных) в форме дотаций и субвенций;

3) финансовая помощь из федерального и региональных фондов компенсаций в форме субвенций

4) возвратные и возмездные денежные средства (бюджетные кредиты)

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация, субсидия и субвенция - безвозвратные и безвозмездные денежные средства, бюджетный кредит всегда подлежит возвращению, возможна и на возмездной основ

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU