Логотип
Логотип

Вход

Бюджетная система и принципы ее построения . Бюджетное устройство. Бюджетная система.

Бюджетное устройство – организация государственного бюджета и бюджетной системы страны, которая определяет взаимоотношения между отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему,
состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и т.д.

Бюджетное устройство определяется формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Бюджетное устройство в Российской Федерации соответствует федеративному устройству государства и принципу самостоятельности и консолидирования бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации приведена на рис. 1.1.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства. Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе:

− бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

− бюджеты городских и сельских поселений.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно,

т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Бюджетная система РФ основывается на ряде принципов, перечень которых установлен в гл. 5 Бюджетного кодекса.

1. Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых за определенным уровнем бюджета.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

− право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

− наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

− законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов а соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

− право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов,

определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами требованиями, установленными Бюджетным кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговыми и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

6. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. В соответствии с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

8. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Согласно принципу адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

10. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатель бюджетных средств должен получать лимиты и бюджетные ассигнования только от одного главного распределителя. Ситуация, которая иногда складывается когда бюджетополучатель вынужден работать с несколькими органами исполнительной власти, запутывает всю систему управления общественными финансами — от планирования до формирования отчетности.

11. Принцип единства кассы - необходимость осуществления всех бюджетных операций в рамках единого счета соответствующего бюджета .

Принцип прозрачности(открытости) – обязательное опубликование в СМИ, обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов и процедур рассмотрения и утверждения бюджетов, т.д.

Формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ):

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых ФЛ и ЮЛ по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению.

В настоящее время она предоставляется в виде дотации,

субвенции и субсидии.

Дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическим или юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Важным условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджета, что означает равенство доходной и расходной частей бюджета. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

В целях сбалансированности бюджета соответствующими представительными органами власти могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе принятия бюджета он принимается с дефицитом, то законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита. Они могут быть внутренними и внешними.

К внутренним относятся:

- кредиты РФ от кредитных организаций;

- государственные займы посредством выпуска ценных бумаг;

- бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Внешние источники:

- государственные займы путем выпуска ценных бумаг;

- кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Не могут быть источником финансирования:

- кредиты Банка России;

- приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Профицит бюджета - превышение доходов над расходами. Бюджет должен быть составлен без профицита бюджета. Но если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит, то до утверждения бюджета следует осуществить его сокращение в следующей последовательности:

- сокращение привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности;

- направление бюджетных средств на дополнительное погашение долгов;

- увеличение расходов бюджета;

- сокращение налоговых доходов бюджета

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU