Логотип
Логотип

Вход

Бюджет и бюджетное право

В современном мире потребности содержания государством управления, потребности по обеспечению внутренней и внешней обязанности, обеспечения за счет денежных средств гос-ных и муниципальных долгов. Центральным звеном явл-ся бюджет.

В настоящее время в теории ФП существует три категории понимания бюджета: экономическое, материальное и правовое.

Экономическое признаки бюджета проявляются в отношениях, которые связаны с аккумулированием и использование центральных денежных фондов соответствующего территориального уровня.

В материальном смысле бюджет представляет собой центральный денежный фонд,

который формируется для обеспечения функций соответствующих органов власти. Материальное воплощение бюджетные отношения получают в процессе реализации.

В правовом смысле бюджет обладает специальными признаками, к которым относятся:

1. Особое предназначение бюджета – бюджет, как фонд денежных средств, созданный для удовлетворения государственных потребностей

2. Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств. Бюджет – это финансовый план, который обладает специальной юридической формой и принимается в установленной законом порядке.

3. Бюджет – это основной финансовый план государства. Наряду с бюджетом у государства, его субъектов м/б иные финансовые планы (н: бюджетные сметы), но бюджет явл-ся единственным планом государства в целом.

4. Признак универсальности бюджета, проявляется в том, что показатели бюджета охватывают все области и сферы социально – экономического развития гос-ва. Подобной универсальностью не обладают другие финансовые планы, т.к. они имеют более узкую сферу действия.

5. Координационный признак – проявляется через взаимосвязь показателей бюджета и показателей других финансовых планов.

Бюджет – это форма, финансовый план по образованию, распределению и использованию центрального денежного фонда соответствующим территориальным образованием, утвержденным его законодательными органами власти или представительными органами МСУ для обеспечения задач и функций государства в целом.

17.04.2009

Правовые признаки бюджета:

1. Бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств РФ, SРФ, МО.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публичного субъекта ФП или действующих от имени бюджетных учреждений, предоставить ФЛ или ЮЛ, ОГВ или ОМСУ,

иностранным государствам, м/н организациям, иным субъектам МП средства соответствующего бюджета.

2. Бюджет – это единственная форма образования и расходования денежных средств публичных образований. Все расходные обязательства финансируются только из бюджета, финансирование из других источником не допускается.

3. Особая правовая форма бюджета как финансового плана. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме ФЗ. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных образований разрабатываются в форме законом субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатывается и утверждается в форме правового акта МСУ (н: решение главы г. Екатеринбурга)

4. Бюджет, в том числе бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются на 1 финансовый год, который соответствует календарному году (н: в США финансовый год с 1 сентября по 31 августа).

Бюджеты, действующие на определенной территории объединяются в консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджета муниципальных образований, которые входят в состав бюджета РФ образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального района и свод бюджета городских и сельских поселений образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Правовая природа консолидированного бюджета

В 2007 году впервые в бюджетном законодательстве появилась нормативное закрепление сметы расходов и доходов населенного пункта, не явл-ся муниципальным образованием – это утвержденный органом МСУ населения план доходов и расходов распорядителя или главным распорядителя средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией населения осуществлять в данном населенном пункте, входящий в состав данного поселения отдельные функции местной администрации.

Также было исключено такое понятие как бюджетный целевой фонд, ранее туда зачислялись и тратились средства для определенных/установленных законом цели. Однако на федеральном уровне такие фонды существуют – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. В БК прямо установлены порядок поступления денежных средств в данные фонды

Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;

3. регулирования государственного и муниципального долга;

4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;

5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Предмет бюджетного права

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

1. формировании доходов бюджетов;

2. расходах бюджетов;

3. осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлениипроектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

4. проведении бюджетного контроля;

5. применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ,

Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).

Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями.

Ст. 1 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ к бюджетным правоотношениям относит:

• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

• отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Метод бюджетного права

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Поскольку бюджетное право - это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем же методом, что и регулирование финансовых отношений, - императивным методом.

Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.

Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:

1. договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например,

договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).

2. договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой - частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).

Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права - императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.

Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:

• общетеоретические методы (императивный, диспозитивный);

• методы финансового права (централизованное и децентрализованное регулирование);

• метод бюджетного контроля (осуществление контроля со стороны государства);

• метод бюджетных трансфертов (специфический для бюджетного права).

Виды бюджета: Элементы доходов устанавливаются в зависимости от полномочий по установлению и регулированию налогов и сборов, иных обязательных платежей, а также в зависимости от наличия прав требования плательщика по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям:

1. Федеральный бюджет

2. Бюджеты субъектов РФ

3. Бюджеты муниципальных районов

4. Бюджеты городских округов

5. Бюджеты внутригородских муниципальных образований

6. Бюджеты городских и сельских поселений

7. Бюджеты пенсионного фонда

8. Бюджет фонда соцстрахования

9. Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования

10. Бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU