Логотип
Логотип
Вход

Финансовый контроль в Российской Федерации

1. Понятие финансового контроля.

Финансовый контроль в РФ - это контроль за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы.

Основными задачами финансового контроля являются:

• Проверка выполнения финансовых обязанностей перед государством и органами местного самоуправления всеми организациями и гражданами;

• Проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их распоряжении денежных ресурсов (бюджетных, внебюджетных и собственных средств, банковских ссуд);

• Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

• Выявление внутренних резервов производства и деятельности - возможностей повышения рентабельности хозяйств, роста производительности труда, более рационального использования денежных и материальных средств.

• Предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины. В случае обнаружения грубых нарушений финансовой дисциплины принимаются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организации и гражданам.

2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Формы финансового контроля.

1. В зависимости от сроков и методов проведения финансового контроля он подразделяется на три формы:

- предварительный (для профилактики)

- текущий ( в момент совершения денежных сделок)

- последующий ( проводиться путем анализа и мониторинга, например, проверка аудиторской налоговой проверки)

2. По обязательности проведения можно выделить

-обязательный

-инициативный финансовый контроль.

Обязательный проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год, и б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

3. По содержанию финансовый контроль можно подразделить на:

- бюджетный;

- налоговый;

- банковский;

- валютный;

- контроль за страховой деятельностью;

- контроль за предпринимательской деятельностью и т.п.

4. по методам контроля

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. К ним относятся:

- ревизии;

- инспекции;

- обследования;

- наблюдение;

- анализ;

- проверки и др.

Основным методом финансового контроля является ревизия, т.е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

- инспекции, т.е. периодически проводимые проверки состояния финансов предприятия на месте;

- обследование проводится по предписанию исполнительных органов власти или парламента и имеет целью выявление нарушений финансовой дисциплины;

- наблюдение, под которым понимается общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности бюджетного учреждения, предприятия, ведомства;

- проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

- анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

3. Финансовый контроль в зависимости от того, какие органы его осуществляют, подразделяются на:

I. Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й

➲ Общегосударственным, т.е. осуществляемым органами государственной власти и государственного управления общей компетенции, а также специальными контрольными органами.

Общегосударственный контроль осуществляют следующие органы:

а) Президентский контроль.

- Главное контрольное управление Президента РФ;

б) Парламентский контроль.

- Счетная палата РФ (постоянно действующий орган);

- Другие постоянные и временные органы (комитеты и комиссии) Совета Федерации и Государственной Думы;

в) Правительственный контроль.

- Правительство РФ (через подведомственные органы государственного управления - министерства, ведомства и т.д.);

- Министерство финансов РФ, В т.ч. через специально созданные:

* Контрольно-ревизионное управление;

* Федеральное казначейство;

- Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ);

- Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ);

- Правоохранительные органы.

г) Банковский контроль.

- Центральный банк РФ (ЦБ РФ);

➲ Ведомственным, т.е. осуществляемый министерствами, ведомствами, другими органами государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, учреждений, организаций.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, то есть контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.).

II. М У Н И Ц И П А Л Ь Н Ы Й финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют муниципальный финансовый контроль при утверждении местного бюджета, его исполнении и при утверждении отчета о его исполнении; установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России.

III. А У Д И Т О Р С К И Й (независимый) финансовый контроль

4. Правовые основы аудита.

Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ №307-ФЗ принят ГД РФ 24 декабря 2008г.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
Сайт сделан scrpe.ru

© 2018-2024 SCRPE.RU