Логотип Юридическая консультация info@scrpe.ru

Предмет и метод финансового права

Финансовая деятельность государства, как и любая другая управленческая деятельность государства, требует правового регулирования отношений, которые возможны в процессе этой деятельности. Специфика отношений складывающихся в процессе финансовой деятельности приводит к необходимости отдельного правового регулирования этих отношений.

Предпосылками выделения ФП является и наличие общих потребностей и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании и особыми значением финансов при выполнении задач и функций.

Финансовое право – это самостоятельная отрасль права, которая относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования денежных средств и фондов государства необходимые для реализации задач и функций.

ФП как самостоятельная отрасль права отвечает всем правовым критериям отрасли права:

• Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, также обусловленная четким определенным специфики регулируемых отношений

• Наличие специфического метода правового регулирования

• Конституционное закрепление принципов отрасли права, которые находят свое развитие в специальных источниках этой отрасли

• Наличие особой системы понятий и категорий

Исходя из классических отраслей права ФП относится к числу специальных отраслей и базируется на режиме профилирующего административного права.

ФП на базе первичных элементов административного права образует свой самостоятельный финансово – правовой режим, который выражается в особом методе и субъекте ФП.

Предметом ФП являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и МО по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства.

По своему содержанию отношения, которые являются предметом ФП очень разнообразны, это связано с разнообразием элементов.

Финансовые отношения можно разделить на несколько групп, эти группы определяют финансовые системы государства:

I. Первая группа

1. Отношения между РФ, SРФ и МО – возникаю в процессе распределения финансовых средств государства (установление бюджетной системы РФ)

2. Отношения по установлению бюджетной классификации установленных доходов и расходов.

3. Отношения по распределения компетенции по уровню бюджетной системы и др.

II. Вторая группа

1. Отношение между финансовыми и налоговыми органами и организациями и гражданами, возникающие в связи с выполнением финансовой и налоговой обязательств, а также в связи с выделением и расходованием гос. средств.

III. Отношения между государством и МО и вышестоящими органами управления – возникают в связи с использованием бюджетных средств, кредитных ресурсов и собственных средств этих организаций.

IV. Отношение между государством и финансовыми органами в связи с образованием, расходованием и использованием государственных и муниципальных денежных фондов.

V. Отношения между финансовыми предприятиями и органами и организациями (в том числе банками) и ЮЛ, ФЛ в связи с образованием кредитных ресурсов, централизованных страховых фондов и в связи с выполнением обязанности по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды.

VI. В зависимости от деления финансово-правовых институтов отношения можно подразделить на отношения:

1. Бюджетные и бюджетно – процессуальные

2. Налоговые и неналоговые – связаны с вопросом порядка формирования неналоговых органов

3. Отношения по государственному долгу

a. Внутренний государственный долг

b. Внешний государственный долг

4. Отношение по государственному обязательному страхованию.

5. Отношения по денежному обращению

a. Отношения по эмиссии денежных знаков

b. Отношения по организации денежного обращения

c. Отношения по наличному и безналичному денежному обращению

6. Контроль отношений по государственному и муниципальному контролю

VII. По экономическому критерию

1. Финансовые отношения – отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов

2. Нефинансовые отношения – это отношения, в результате которых не происходит движение финансов, но эти отношения лежат в основе финансовых – направлены на создание, изменение и прекращение финансовых отношений (отношения по установлению налогов и сборов).

Специфика общественных отношений обусловили особые способы воздействия на финансовую деятельность государства.

Как любые другие методы, методы ФП классифицируются на:

1. Общие – обусловлены самой природой финансовой деятельности государства, а именно публичным характером этой деятельности

2. Специальные – используются в процессе реализации определенных функций финансовой деятельности государства.

Основные методы ФП являются властными предписаниями, при которых одна сторона дает обязанности для другой стороны обязательные предписания.

Характерными признаками этого метода является:

1. Преобладание обязываний, а не дозволений, или запретов как в уголовном праве

2. Императивность – субъектам ФП не могут по своему усмотрению приобретать финн. права и обязанности или определение их содержание.

3. Конформизм – субъекты ФП вступают в отношения не по своей воле, а следуя предписаниям НПА и гос. органов (н: обязанность по уплате налогов возникает при наличии объекта)

4. Неравенство субъектов – один субъект обладает властными полномочиями в отношении другого субъекта

Методы ФП не остаются неизменными с одним постоянным содержанием (изменяются в зависимости от реформирования финансовых правоотношений). До 1990г. – больше властных методов, после 1990г. – методы динамично развиваются, после 1993г. – некоторые методы изменили содержание (н: реализуя принцип федерализма и учитывая самостоятельность появились методы рекомендаций и согласований, которые активно используются при принятии бюджетов РФ, субъектов РФ, МО).

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без уведомления правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU
Логотип Юридическая консультация info@scrpe.ru

Предмет и метод финансового права

Финансовая деятельность государства, как и любая другая управленческая деятельность государства, требует правового регулирования отношений, которые возможны в процессе этой деятельности. Специфика отношений складывающихся в процессе финансовой деятельности приводит к необходимости отдельного правового регулирования этих отношений.

Предпосылками выделения ФП является и наличие общих потребностей и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании и особыми значением финансов при выполнении задач и функций.

Финансовое право – это самостоятельная отрасль права, которая относится к публичным отраслям права и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования денежных средств и фондов государства необходимые для реализации задач и функций.

ФП как самостоятельная отрасль права отвечает всем правовым критериям отрасли права:

• Наличие самостоятельного предмета правового регулирования, также обусловленная четким определенным специфики регулируемых отношений

• Наличие специфического метода правового регулирования

• Конституционное закрепление принципов отрасли права, которые находят свое развитие в специальных источниках этой отрасли

• Наличие особой системы понятий и категорий

Исходя из классических отраслей права ФП относится к числу специальных отраслей и базируется на режиме профилирующего административного права.

ФП на базе первичных элементов административного права образует свой самостоятельный финансово – правовой режим, который выражается в особом методе и субъекте ФП.

Предметом ФП являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и МО по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства.

По своему содержанию отношения, которые являются предметом ФП очень разнообразны, это связано с разнообразием элементов.

Финансовые отношения можно разделить на несколько групп, эти группы определяют финансовые системы государства:

I. Первая группа

1. Отношения между РФ, SРФ и МО – возникаю в процессе распределения финансовых средств государства (установление бюджетной системы РФ)

2. Отношения по установлению бюджетной классификации установленных доходов и расходов.

3. Отношения по распределения компетенции по уровню бюджетной системы и др.

II. Вторая группа

1. Отношение между финансовыми и налоговыми органами и организациями и гражданами, возникающие в связи с выполнением финансовой и налоговой обязательств, а также в связи с выделением и расходованием гос. средств.

III. Отношения между государством и МО и вышестоящими органами управления – возникают в связи с использованием бюджетных средств, кредитных ресурсов и собственных средств этих организаций.

IV. Отношение между государством и финансовыми органами в связи с образованием, расходованием и использованием государственных и муниципальных денежных фондов.

V. Отношения между финансовыми предприятиями и органами и организациями (в том числе банками) и ЮЛ, ФЛ в связи с образованием кредитных ресурсов, централизованных страховых фондов и в связи с выполнением обязанности по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды.

VI. В зависимости от деления финансово-правовых институтов отношения можно подразделить на отношения:

1. Бюджетные и бюджетно – процессуальные

2. Налоговые и неналоговые – связаны с вопросом порядка формирования неналоговых органов

3. Отношения по государственному долгу

a. Внутренний государственный долг

b. Внешний государственный долг

4. Отношение по государственному обязательному страхованию.

5. Отношения по денежному обращению

a. Отношения по эмиссии денежных знаков

b. Отношения по организации денежного обращения

c. Отношения по наличному и безналичному денежному обращению

6. Контроль отношений по государственному и муниципальному контролю

VII. По экономическому критерию

1. Финансовые отношения – отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов

2. Нефинансовые отношения – это отношения, в результате которых не происходит движение финансов, но эти отношения лежат в основе финансовых – направлены на создание, изменение и прекращение финансовых отношений (отношения по установлению налогов и сборов).

Специфика общественных отношений обусловили особые способы воздействия на финансовую деятельность государства.

Как любые другие методы, методы ФП классифицируются на:

1. Общие – обусловлены самой природой финансовой деятельности государства, а именно публичным характером этой деятельности

2. Специальные – используются в процессе реализации определенных функций финансовой деятельности государства.

Основные методы ФП являются властными предписаниями, при которых одна сторона дает обязанности для другой стороны обязательные предписания.

Характерными признаками этого метода является:

1. Преобладание обязываний, а не дозволений, или запретов как в уголовном праве

2. Императивность – субъектам ФП не могут по своему усмотрению приобретать финн. права и обязанности или определение их содержание.

3. Конформизм – субъекты ФП вступают в отношения не по своей воле, а следуя предписаниям НПА и гос. органов (н: обязанность по уплате налогов возникает при наличии объекта)

4. Неравенство субъектов – один субъект обладает властными полномочиями в отношении другого субъекта

Методы ФП не остаются неизменными с одним постоянным содержанием (изменяются в зависимости от реформирования финансовых правоотношений). До 1990г. – больше властных методов, после 1990г. – методы динамично развиваются, после 1993г. – некоторые методы изменили содержание (н: реализуя принцип федерализма и учитывая самостоятельность появились методы рекомендаций и согласований, которые активно используются при принятии бюджетов РФ, субъектов РФ, МО).


Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без уведомления правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU
Заказать картину
info@scrpe.ru