Логотип
Логотип

Вход

Величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

С принятием ФЗ от 20 апреля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2007 г.) регламентация института МРОТ подверглась существенным изменениям.

Первое, что бросается в глаза при изучении поправок, внесённых указанным законом – отказ законодателя от дефиниции минимального размера оплаты труда. Подобный шаг с точки зрения юридической техники представляется весьма спорным.

При этом если такие признаки МРОТ,

как устанавливаемость федеральным законом, и необходимость полной отработки рабочего времени сохранились (соответственно предписания ч. 1 и ч. 3 ст. 133 ТК РФ), то такие признаки, как указание на неквалифицированный труд работника, а также на то, что МРОТ выплачивается за выполнение простых работ в нормальных условиях труда исчезли. Следует также отметить, что из ТК РФ исчезло указание на то, что МРОТ является месячной выплатой. Сейчас это указание содержится в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Если мы попытаемся дать определение МРОТ, то с необходимостью выйдем и на определение заработной платы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Таким образом, у нас получится следующие определение МРОТа – это устанавливаемый федеральным законом минимальный размер вознаграждения за труд, включающий в себя компенсационные и стимулирующие выплаты.

Второе существенное изменение касается разграничения законодателем двух понятий, ранее понимавшихся как синонимы – минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы.

Следует обратить внимание на то,

что указанное разграничение не вполне удачно с точки зрения терминологии по следующим причинам. Во-первых, в соответствии с действующим законодательством термины «заработная плата» и «оплата труда» являются синонимичными, соответственно, логичным было бы ожидать аналогичного соотношения и от терминов «минимальный размер оплаты труда» и «минимальная заработная плата». Во-вторых, неясна логика законодателя при конструировании рассматриваемых терминов, в частности, почему минимальная заработная плата (или, как говорит законодатель в ст. 133.1 ТК РФ, «размер минимальной заработной платы»), а не минимальный размер заработной платы. Полагаем, что вторая формулировка была бы более предпочтительной.

В связи с тем, что определения ни того, ни другого понятия законодатель не даёт, полагаем, что плодотворно будет при выяснении сущности данных понятий на основании анализа норм ТК РФ указать сначала общие признаки данных понятий, затем отличия.

Итак, к общим признакам можно отнести следующую особенность: это некоторые размеры оплаты труда работника (размеры заработной платы), ниже которых заработная плата быть не может при условии,

что работник за этот период полностью отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Следует отметить, что законодатель не указывает, включаются ли в минимальную заработную плату выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Поэтому этот вопрос решается в конкретных региональных соглашениях.

На этом, пожалуй, сходства оканчиваются и начинаются различия:

1. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом. Законодатель не указывает, как действуют стандарты МРОТ по кругу лиц, поэтому мы обращаемся к общим нормам, посвящённых действию трудового законодательства, и на основании статьи 11 ТК РФ делаем вывод о том, что нормы о МРОТ распространяются на всех лиц, участвующих в трудовых отношениях.

Размер минимальной заработной платы устанавливается в пределах субъекта РФ региональным соглашением о заработной плате. При этом стандарты, устанавливаемые этим соглашением, распространяются на всех работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, если в отношении их работодателей действует соответствующее региональное соглашение о минимальной заработной плате. Закон прямо указывает, что стандарт минимальной заработной платы не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В данном случае вполне определённо прослеживается чёткая линия федерации по защите своих финансовых интересов,

в том числе от лишних расходов на заработную плату бюджетников. Однако подобные нововведения, как справедливо указывают некоторые авторы, нарушают принцип равенства работников.

2. Касательно размеров оплаты труда ч. 1 ст. 133 ТК РФ указывает, что МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Размер минимальной заработной платы устанавливается в субъекте федерации с учётом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. При этом размер минимальной заработной платы не может быть меньше МРОТа, установленного федеральным законом, и устанавливается региональным соглашением о минимальной заработной плате.

Следует обратить внимание и на тот факт, что МРОТ в соответствии с действующим законодательством выступает в двух ипостасях. Во-первых, МРОТ как минимальный размер заработной платы работника, устанавливаемый федеральным законом. Во-вторых, МРОТ как расчетная единица для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей как публично-правового, так и гражданско-правового характера (ст. 5 ФЗ «О МРОТ») (в настоящее время составляет 100 рублей).

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU