Логотип
Логотип
Вход

Понятие и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

25. Правовой режим земель сельхозназначения (понятие; особенности правового режима; перевод земель СХН в иные категории; приватизация земель СХН; правовой режим земельных долей).

1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли, 1) находящиеся за границами населенного пункта и 2) предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

2. В состав земель сельхозназначения входят земли, занятые:

1) внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;

2) лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия;

3) водными объектами;

4) зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

3. Использование земель сельхозназнчения.

3.1. Субъекты использования:

1) крестьянские (фермерские) хозяйства – объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии;

2) граждане, ведущими личные подсобные хозяйства (форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции), садоводство, животноводство, огородничество;

3) коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4) некоммерческие организации.

3.2. Земли сельхназначения могут использоваться для:

а) ведения сельскохозяйственного производства;

б) создания защитных лесных насаждений;

в) научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;

г) целей аквакультуры (рыбоводства);

д) осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта и эксплуатации линейных объектов (в т.ч. в случае предоставления публичного сервитута), осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель в земли иных категорий.

Земельные участки из земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии менее 30 километров от границ сельских населенных пунктов, могут использоваться ТОЛЬКО для целей, связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов.

4. Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельхозназначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья НЕ могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, а также угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей НЕ допускается.

5. Фонд перераспределения создается в целях перераспределения земель для сельхозпроизводства, осуществления и расширения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельхозназначения.

Изначально в него включались земельные участки, оставшиеся после передачи земель работникам сельхозпредприятий в процессе реорганизации совхозов и колхозов.

Фонд перераспределения формируется за счет земельных участков из земель сельхозназначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Независимо от того, включены земельные участки сельскохозяйственного назначения или нет, такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ и ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

6. Особенности оборота.

6.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

6.2. При продаже земельного участка из земель сельхозназначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование (в Ярославской области таких случаев нет) имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме Правительство Ярославской области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет, который не может быть более чем 90 дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если Ярославская область откажется от покупки либо не уведомит продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец вправе в течение 1 года продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение.

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

6.3. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены субъектом РФ. В Ярославской области минимальный размер такого участка составляет 1 га (за исключением случаев предоставления земельных участков из земель сельхозназначения для целей мелиорации – в этом случае минимальный размер устанавливается в размере, соответствующем площади мелиоративной системы, зафиксированной государственным актом приемки в эксплуатацию).

Требования о минимальном размере участка не распространяются на случаи:

а) выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основная деятельность осуществляется в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков сельхозназначения;

б) образования земельных участков в целях их изъятия для государственных или муниципальных нужд или последующего изменения целевого назначения земель.

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина или одного юридического лица, устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления или приобретения таких земельных участков.

В Ярославской области максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина или юридического лица, не может быть более 25% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории на момент предоставления или приобретения таких земельных участков.

Максимальный размер земельных участков, предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, составляет 100 гектаров.

7. Особенности регулирования сделок с земельными долями, предусмотренные специальным законодательством, применяются тогда, когда число участников долевой собственности превышает 5.

Без выделения земельного участка в натуре в счет земельной доли такой участник долевой собственности вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на нее путем подачи заявления в Росреестр (одновременно с прекращением права собственности дольщика возникает право собственности муниципального образования), внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности (извещать остальных участников не требуется), а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.

Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Доли, сведения о правообладателях которых отсутствуют и которыми в течение 3 и более лет подряд не распоряжались, считаются невостребованными со дня включения в соответствующий список муниципальным образованием и могут быть признаны муниципальной собственностью по иску муниципального образования.

Участник долевой собственности на земельный участок из земель сельхозназначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, на основании:

а) решения общего собрания участников долевой собственности. Собрание утверждает проект межевания и перечень собственников новых земельных наделов, с указанием границ и размеров участков. Решение оформляется протоколом;

б) если такое решение отсутствует – собственник доли заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей, которым определяются размеры и местоположение границ земельного участка. Проект межевания утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей и подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками на предмет размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде. Далее владелец доли обращается в Росреестр для формирования участка и оформления кадастрового плана. Затем участок ставится на кадастровый учёт и проходит государственную регистрацию, сведения о нём вносятся в ЕГРН.

8. Особенность ипотеки: не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельхозназначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или переработанной сельхозпродукции. Данное требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором об ипотеке не предусмотрена иная дата.

9. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель – мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации или негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному образованию, а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством линейных объектов при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

Перевод земель сельхозугодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному образованию, и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в другую категорию не допускается, за исключением случаев, связанных с установлением и изменением черты границ населенных пунктов; со строительством линейных объектов; с выполнением международных обязательств РФ и обеспечением обороны страны; с добычей полезных ископаемых.

10. Особенности изъятия:

1) время, необходимое для освоения земельного участка из земель сельхозназначения, включается в срок, неиспользование земельного участка по целевому назначению в течение которого является основанием для принудительного изъятия через процедуру госземнадзора в силу ст. 284 ГК;

2) при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, в случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с таким изъятием, перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению.

11. Особенности крестьянского (фермерского) хозяйства. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок разделу не подлежит. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства.

12. Действие ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяется на относящиеся к землям сельхозназначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

13. Отдельные особенности оборота земель сельхозназначения на территории Ярославской области регулируются законом Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области".

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
Сайт сделан scrpe.ru

© 2018-2024 SCRPE.RU