Логотип
Логотип

Вход

Государственный земельный надзор

1. Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность (например, самовольное занятие земельного участка, порча земель, использование земельного участка не по целевому назначению и т.д.), посредством организации и проведения проверок государственных и муниципальных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства.

2. Правовая основа государственного земельного надзора: ст. 71 ЗК, постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 об утверждении Положения о государственном земельном надзоре,

ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

3. Субъекты, проводящие государственный земельный надзор:

1) Росреестр и его территориальные органы, в том числе надзор за соблюдением требований:

а) о недопущении самовольного занятия земельного участка или его части, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок;

б) о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;

в) об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием;

г) связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

д) земельного законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

е) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

ж) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

2) Россельхознадзор и его территориальные органы – за землями сельхозназначения, за исключением тех земель, на которые не распространяется действие Закона об обороте земель сельхозназначения, в том числе надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии (т.е. разрушения) и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) предписаний, выданных должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

3) Росприроднадзор и его территориальные органы – в отношении всех земель, кроме тех, которые поднадзорны Россельхознадзору, за соблюдением, в частности:

а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, осуществлении строительных, мелиоративных (для улучшения плодородия путем орошения или осушения), изыскательских и иных работ;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами;

д) предписаний, выданных должностными лицами Росприроднадзора и его территориальных органов по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

4. Формы государственного земельного надзора:

а) проведение плановых и неплановых проверок;

б) систематическое наблюдение путем проведения административного обследования земельных участков без участия землепользователей.

5. Проведение плановых проверок.

5.1. Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок НЕ ЧАЩЕ чем 1 раз в 3 года.

Ежегодный план утверждается органами надзора и подлежит согласованию с органами прокуратуры. Он утверждается для каждого субъекта РФ отдельно. В него включаются правообладатели земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ. Планы размещаются на сайте Генеральной прокуратуры РФ, а также органа, проводящего проверку.

При определении конкретной периодичности проверок применяется риско-ориентированный подход. Это означает, что земельным участкам присваивают категорию риска:

Срок проведения проверки – 20 рабочих дней. По земельным участкам, отнесенным к категории умеренного риска, Росреестр проводит проверки в течение 17 рабочих дней.

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом надзора не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа надзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты лица,

если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо ранее был представлен лицом в орган надзора.

5.2. Проверочные листы в обязательном порядке применяются при проведении плановых проверок. Предмет плановой проверки исчерпывается только теми вопросами, которые имеются в проверочных листах.

Проверочные листы устанавливаются приказами соответственно Росреестра, Россельхознадзора, Росприроднадзора.

В проверочных листах для ответа на вопросы указывается "да", "нет" и "н/р" (не распространяется).

5.3. Плановые проверки бывают:

1) документальными – ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе в уставе, в документах, используемых при осуществлении деятельности. Такие проверки проводятся по месту нахождения органа надзора.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа надзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований земельного законодательства, орган надзора направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа о проведении документарной проверки. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган надзора указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью и подписью индивидуального предпринимателя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Указанные в запросе документы могут быть предоставлены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки или противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа надзора документах, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган надзора установят признаки нарушения обязательных требований должностные лица органа государственного надзора вправе провести выездную проверку. При проведении выездной проверки запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов или информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки;

2) выездными – ее предметом являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, подобных объектов; производимых и реализуемых товаров, работ услуг; принимаемых мер обязательным требованиям земельного законодательства.

Выездная проверка проводится по месту осуществления деятельности в случае, если при документарной проверке невозможно установить:

1) достоверность и полноту сведений в документах организации, которые имеются в распоряжении госоргана;

2) соответствует ли деятельность организации требованиям земельного законодательства без проведения выездной проверки.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа надзора, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа надзора о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, экспертами и представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Указанные лица обязаны предоставить должностным лицам органа надзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями и бездействием, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа надзора составляет акт о невозможности проведения проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган надзора в течение 3 месяцев со дня составления акта о невозможности проведения проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления.

5.4. Акт проверки – документ, составляемый по результатам проверки непосредственно после ее завершения либо в течение 3 рабочих дней после ее завершения, если для его составления нужно получить заключения о проведенных исследованиях, экспертизах,

в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается:

1) лично руководителю организации (иному должностному лицу или уполномоченному представителю), индивидуальному предпринимателю (его уполномоченному представителю) под расписку. При его получении лицо должно подтвердить ознакомление и получение. Для этого нужно указать Ф.И.О., должность и дату с проставлением подписи в соответствующей графе акта проверки;

2) по почте с уведомлением о вручении. Таким способом акт проверки направляется в том случае, если руководитель организации, индивидуальный предприниматель и иные указанные выше лица отсутствует или откажется ознакомиться с ним или дать об этом расписку либо если акт составляется в течение 3 дней после завершения проверки;

3) в форме электронного документа. Направить акт таким способом орган надзора может только при согласии проверяемого лица. В этом случае акт подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью того должностного лица, которое составило акт в бумажном виде.

Акт проверки должен содержать:

1) дату, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа надзора;

3) дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;

4) Ф.И.О. и должности должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, а также Ф.И.О. и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки лиц, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием такого журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган надзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Такое возражение с приложенными документами могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

5.5. Помимо акта проверки, органом надзора могут быть выданы (составлены):

а) предписание об устранении нарушений. В нем приводится информация о сроке, в который должны быть устранены нарушения, или о необходимости провести мероприятия по предотвращению причинения вреда. В случае невыполнения требований предписания в установленный срок организация может быть привлечена к административной ответственности;

б) протокол об административном правонарушении. Как правило, протокол оформляют после акта проверки. Однако его могут составить и до акта проверки, если нужно принять обеспечительные меры в виде временного запрета деятельности. Это возможно в том случае, когда наказанием за правонарушение является приостановление деятельности (прим. к ст. 28.1 КоАП РФ).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом и дать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, а также лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Последнему под подпись выдается копия протокола. В случае отказа от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

С момента составления протокола возбуждается дело об административном правонарушении. В результате его рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении наказания;

в) уведомление о выявлении самовольной постройки. К уведомлению прилагаются подтверждающие документы. Срок направления уведомления в орган местного самоуправления по месту нахождения участка - 5 рабочих дней со дня окончания проверки.

6. Проведение внеплановых проверок.

6.1. Основания проведения внеплановых проверок:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований – в этом случае органы надзора должны проверить только исполнение такого предписания;

2) поступившие в органы надзора обращения и заявления, позволяющие установить заявителя, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда или реального причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде,

объектам культурного наследия; нарушение прав потребителей;

3) если по результатам административного обследования выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства, за нарушение которых установлена ответственность;

4) если истек 1 год после приобретения на публичных торгах участка из земель сельхозназначения, при этом ранее такой участок:

а) был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований земельного законодательства РФ;

б) по информации Россельхознадзора не использовался по целевому назначению 3 и более года.

6.2. Внеплановые проверки так же, как и плановые, бывают документальными и выездными. Отличия от плановых проявляются в следующем:

1) внеплановая проверка должна быть согласована с органами прокуратуры в следующих случаях:

а) если по результатам административного обследования выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства, за нарушение которых установлена ответственность;

б) в орган надзора поступило заявление, информация об угрозе причинения или реальном причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и т.д.;

2) уведомить о проведении внеплановой выездной проверки могут не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом (о плановой проверке уведомляют не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения).

7. Административное обследование объекта земельных отношений – исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, и другими методами.

Такое обследование проводится органом надзора без участия землепользователя в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства.

Акт административного обследования составляется в случае выявления по итогам проведения административного обследования признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством предусмотрена административная и иная ответственность. В случае отсутствия нарушений составляется заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства.

Все результаты административного обследования в течение 10 дней со дня утверждения акта или составления заключения должны быть опубликованы на сайте органа надзора. Если нарушения не были выявлены, то такой участок не будет включаться в ежегодный план в течение 3 лет со дня проведения обследования. Кроме того, следующее административное обследование будет проводиться не ранее чем через 2 года со дня утверждения заключения.

Если по итогам обследования выявлены нарушения, за которые предусмотрена ответственность, но привлечь к ней может другой орган, то акт административного обследования в течение 5 рабочих дней со дня его подписания направляется в уполномоченный орган для проведения проверки.

8. Права должностных лиц органов надзора при осуществлении надзора:

1) запрашивать и безвозмездно получать в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

2) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) о назначении проверки получать доступ на земельные участки, и осматривать такие земельные участки для осуществления государственного земельного надзора;

3) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за их исполнением;

4) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

5) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел;

6) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU