Логотип
Логотип

Вход

Сервитуты

Сервитут (публичный сервитут) – это право ограниченного пользования земельным участком, предоставляемое лицу, не являющегося его правообладателем.

Ранее сервитут делили на частный и публичный, с 1 сентября 2018 г. законодатель отказался от понятия «частный сервитут», в настоящее время выделяют «сервитут» и «публичный сервитут».

СЕРВИТУТ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством и главой V.3 ЗК РФ в отношении ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Лицо, обладающее на законном основании земельным участком (собственник, право постоянного (бессрочного) пользования и др.) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком.

Основанием установления сервитута является нужды пользователя земельного участка, которые не могут быть обеспечены без установления без установления сервитута (например, для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов).

Установление сервитута не должно препятствовать использованию такого земельного участка в соответствии с разрешенным использованием. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Собственник участка, обремененного сервитутом,

вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Порядок установления сервитута на земельный участок:

1) Установление сервитута по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка;

2) Установление сервитута по решению суда, в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута, на основании иска лица, требующего установления сервитута;

3) Государственная регистрация сервитута на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Исключение: со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут.

Основания прекращения сервитута:

1) Отсутствие оснований, при наличии которых был установлен сервитут (т.е. такие основания отпали) – по требованию собственника земельного участка, обременённого сервитутом.;

2) Обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка – по решению суда на основании требования лица, которому принадлежит обремененный сервитутом земельный участок.

Особенности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 23 ЗК РФ глава V.3 ЗК РФ).

Основания установления сервитута:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

1. Землевладелец, арендатор земельного участка, если земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год. Если иное не предусмотрено, то в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется.

В течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

2. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, при наличии согласия в письменной форме органа (ФОИВ, ОИВ субъекта РФ, ОМСУ), в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.

Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Плата по соглашению об установлении сервитута поступает лицу, с которым заключено это соглашение (землепользователь, землевладелец, арендатор.). Исключение: если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ (далее ниже о данном пункте пойдет речь) в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

1. заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

2. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае,

если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 ЗК РФ (см. выше содержание пункта).

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

3. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса.

В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ

2. Публичный сервитут устанавливается в соответствии в земельным законодательством (ст. 23 ЗК РФ), положения гражданского кодекса не применяются.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд и нужд местного населения без изъятия земельных участков решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Основания установления публичного сервитута:

публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ (установление сервитута в особых целях – глава V.7 ЗК РФ – далее о ней будет сказано).

Особенности правового регулирования сервитута и публичного сервитута:

 Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

 Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

 Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

 Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 ЗК РФ (об этих ограничениях идет речь в выше в вопросе про лиц, заключающих соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности).

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

 Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

 Если в отношении объекта, указанного в подпункте 1 ст. 39. 37 ЗК РФ, будет установлен сервитут, которые приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ (три месяца или год), то такой земельный участок подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд.

Данный пункт связан с установлением сервитута в соответствии с главой V.7 ЗК РФ (установление публичного сервитута в отдельных целях – об этом речь далее).

 Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

 Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

 Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

 Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

 Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

 Сервитуты подлежат государственной регистрации. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Установление публичного сервитута в отдельных целях (глава V.7 ЗК РФ – есть упоминания выше об этом).

Цели установления публичного сервитута (ст. 39.37 ЗК РФ).

В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-,

тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута – уполномоченные ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ, в ведении которых находятся вопросы связанные с целями установления публичного сервитута (например, вопросы регулирования автомобильных и железнодорожных дорог, размещения инженерных коммуникаций) (данный вывод следует из ст. 39.38 ЗК РФ).

Условия установления публичного сервитута (ст. 39.39 ЗК РФ).

1. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного ОИВ или ОМСУ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

2. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений ст. 23 ЗК РФ – ее положения выше писались, обращалось внимание на особенностями связанными с главой V.7 ЗК РФ.

3. Установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления .

4. Установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.

5. Не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 ЗК РФ, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:

1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;

2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;

3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута (39.40 ЗК РФ):

С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация:

1) являющаяся субъектом естественных монополий;

2) являющаяся организацией связи;

3) являющаяся владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;

4) предусмотренная пунктом 1 статьи 56.4 ЗК РФ а) уполномоченные либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; б) являющиеся недропользователями; в) лица с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данных договоров в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

5) иное лицо, уполномоченное осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.

Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута (ст. 39.42 ЗК РФ).

Ходатайства об установлении публичного сервитута рассматриваются органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, в порядке их поступления.

В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута при отсутствии оснований для его возврата в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков.

В срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем на территории, где расположен земельный участок и (или) земли в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута:

1) опубликования сообщения в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов муниципального образования;

2) размещения сообщения на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования;

3) размещения сообщения на информационном щите в границах населенного пункта, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования;

4) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах;

5) на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Правообладатели земельных участков, в отношении которых испрашивается публичный сервитут, если их права не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение тридцати дней со дня опубликования сообщения подают в уполномоченный орган об учете их прав (обременений прав) на земельные участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права. Правообладатели земельных участков, подавшие такие заявления по истечении указанного срока, несут риски невозможности обеспечения их прав в связи с отсутствием информации о таких лицах и их правах на земельные участки. Такие лица имеют право требовать от обладателя публичного сервитута плату за публичный сервитут не более чем за три года, предшествующие дню направления ими заявления об учете их прав (обременений прав).

Обладатель публичного сервитута в срок не более чем два месяца со дня поступления указанного заявления направляет правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута и вносит плату за публичный сервитут.

Решение об установлении публичного сервитута (39.43 ЗК РФ). Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости. Решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Отказ в установлении публичного сервитута (39.44 ЗК РФ). В решении об отказе в установлении публичного сервитута должны быть приведены все основания для такого отказа.

Срок публичного сервитута (ст. 39.45. ЗК РФ)

Публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Кодекса и следующих ограничений:

1) от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1,

3 и 4 статьи 39.37 ЗК РФ

2) на срок строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 2 статьи 39.37 ЗК РФ.

3) на срок не более одного года в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктом 5 статьи 39.37 ЗК РФ

Плата за публичный сервитут (39.46. ЗК РФ).

Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут.

Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей. Плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.

Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.

Безвозмездным является публичный сервитут, установленный:

1) в целях, предусмотренных подпунктом 3 статьи 39.37 ЗК РФ;

2) в целях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 39.37 ЗК РФ, в случае установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц;

3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является стороной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен публичный сервитут.

В случае досрочного прекращения публичного сервитута внесенная за него плата не подлежит возврату, за исключением случаев, предусмотренных соглашением об осуществлении публичного сервитута.

Соглашение об осуществлении публичного сервитута (ст. 39.47 ЗК РФ). Соглашение об осуществлении публичного сервитута заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, или арендатором, землепользователем, землевладельцем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут.

Если публичный сервитут установлен в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, соглашение об осуществлении публичного сервитута не заключается.

Подписанный обладателем публичного сервитута проект соглашения об осуществлении публичного сервитута в двух экземплярах направляется им правообладателю земельного участка.

Правообладатель земельного участка вправе подписать соглашение об осуществлении публичного сервитута и направить его обладателю публичного сервитута или направить обладателю публичного сервитута уведомление об отказе в подписании соглашения об осуществлении публичного сервитута либо в течение четырнадцати дней со дня получения проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута направить обладателю публичного сервитута предложение о заключении такого соглашения на иных условиях.

Обладатель публичного сервитута, получивший предложение о заключении соглашения об осуществлении публичного сервитута на иных условиях, обязан в течение десяти дней направить правообладателю земельного участка проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, подписанный на предложенных условиях, или уведомление об отклонении такого предложения.

Если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута, такое соглашение не заключено, за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде, плата за публичный сервитут, предусмотренная проектом указанного соглашения, вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка.

Правообладатель земельного участка вправе обратиться в суд с требованием о понуждении обладателя публичного сервитута заключить соглашение об осуществлении публичного сервитута.

В случае оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута направляет проект соглашения об осуществлении публичного сервитута, вносит плату за публичный сервитут в депозит нотариуса и приступает к осуществлению публичного сервитута в течение семи рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении требования правообладателя земельного участка об оспаривании решения об установлении публичного сервитута.

В случае предоставления гражданам и (или) юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обремененных публичным сервитутом, такие лица не вправе требовать плату за публичный сервитут.

Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом (ст. 39.48 ЗК РФ). Если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков, а арендатор, землепользователь, землевладелец земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - возмещения убытков, причиненных невозможностью исполнения договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, прекращением прав на земельный участок.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU