aau108582_scrpea.

Понятие и виды административных наказаний
Логотип Учиться

Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание – это санкции, которые применяются за административное правонарушение. Собственно глобально наказание определено КоАП не очень удовлетворительно, потому что речь идет об определении наказания через понятие ответственности, что само по себе мягко говоря не очень корректно и, соответственно, мало способствует уяснению особенностей природы, характера, содержания административного наказания.

Понятие: ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем,

так и другими лицами.

В определенных случаях возникает вопрос о том, что есть административное наказание. Цели наказания в определенном смысле ясны, потому что закон требует, чтобы наказание назначалось для предупреждения совершения новых правонарушений, в общем – превенция общая и превенция частная. Но в целом, как рассматривать административное наказание, сказать довольно сложно.

Во-первых можно говорить о том, что административное наказание – это кара. Это не возмещение вреда, причиненного государству, это именно кара за совершенное правонарушение. Кару нельзя рассматривать в качестве цели наказания, но само по себе наказание по содержанию и условиям его назначения безусловно представляет собой определенное возмездие за совершенное правонарушение.

Тут правда появляется на свет еще одно обстоятельство, которое в каком-то смысле позволяет отличать административное наказание от уголовного. Уголовное наказание все таки имеет целью предотвращение именно правонарушений в будущем. Административное наказание как в целом административная ответственность представляет собой меру административного принуждения, а мера административного принуждения направлена на обеспечение исполнения тех административных или иных обязанностей и соблюдения запретов, которые установлены регулятивными нормами. Т. е. глобально ответственность действует не сама по себе,

а для того, чтобы заставить исполнять требования норм и это главная цель. Любое наказание, которое не будет достигать этой цели, едва ли может обосновано считаться административным наказанием.

Есть в самом составе административных наказаний 2 вида наказаний, которые позволяют выявить особенности.

1) Административное приостановление деятельности. Само по себе – это мера административно-пресекательного характера, которая связана с предотвращением опасных или вредных последствий и не может рассматриваться как кара, потому что все таки кара предполагает возложение какого-то вполне определенного обременения. Запрет деятельности (как мера обеспечения) и последующее приостановление деятельности (как вид административного наказания) выглядят совершенно иначе: административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено после того, как все требования закона исполнены. Естественно, в этом отношении о каком может идти речь наказании, которое прекращается, если выполнены все требования. Это явно именно мера административного принуждения пресекательного характера, но никак не мера наказания.

2) Конфискация. Как мера административного наказания отличается от конфискации объектов, которые не могут находиться в гражданском обороте. Если, например, пойман какой-то гражданин за распространение контрафактной продукции, то отбирая у него эту продукцию ему не назначают наказания в виде конфискации. Конфисковать можно только то, что принадлежит на законных основаниях и, следовательно, опять же здесь речь идет не об обеспечительной мере, а каре.

Виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Сегодня КоАП устанавливает 9 видов административных наказаний и что крайне негативно – это отсутствие их четкой и внятной системы. В этой части КоАП явно уступает УК РФ в плане определенности. В УК РФ все виды наказаний расположены в определенную систему - от более мягких к более суровым. В КоАП это может быть применено только к самому первому виду наказания – предупреждению, а применительно ко всем остальным – едва ли. Осложняет ситуацию то, что административные наказания могут различаться в зависимости от того, к кому они применяются. Например, формально законодатель административное приостановление деятельности считает очень суровым наказанием и даже прямо пишет,

что административное приостановление возможно только если другие более мягкие виды не обеспечивают цели наказания. Но это применительно к организации, в крайнем случае – к индивидуальному предпринимателю, но никак не к физическому лицу, а применительно к нему явно самая строгая мера наказания – это не дисквалификация, а административный арест (он же почему-то идет на 6 месте, а не на предпоследнем).

В этом отношении, когда глава 4 устанавливает правила назначений наказания по совокупности, т. е. при совершении нескольких административных правонарушений и предусматривает правила поглощения более суровым наказанием более мягкого, возникает вопрос – а как их отградуировать? если административный штраф 100 рублей и 1000 рублей – понятно, какая мера более суровая, но если речь идет о разных видах наказаний, то четкого ответа КоАП не дает. Причем правоприменители, наверное, могут руководствоваться какими-то собственными соображениями или даже в редких случаях закон дает какие-то ориентиры (см. административное приостановление деятельности), но мнение законодателя не всегда совпадает с мнением правоприменителя или даже самого лица, привлекаемого к ответственности (привлекали к ответственности организацию за привлечение гастарбайтеров. Штрафы в КоАП установлены совершенно астрономические – до 400 000 рублей за привлечение одного иностранного работника. Застукали троих – это грозит организации штрафом в 1 200 000 или административным приостановлением деятельности. Представитель организации умолял назначить приостановление деятельности, хоть на 90 суток – это все равно будет дешевле чем такой штраф). Соответственно, получается, что в конкретной ситуации разные виды наказаний могут по разному между собой соотносится с точки зрения их суровости. В этом отношении наказания, перечисленные в КоАП никакой системы из себя не представляют – это просто перечисление (причем характерно, административное приостановление деятельности идет 9 пунктом именно потому, что его придумали позднее и просто добавили в перечень)

Логотип

Понятие и виды административных наказаний

Административное наказание – это санкции, которые применяются за административное правонарушение. Собственно глобально наказание определено КоАП не очень удовлетворительно, потому что речь идет об определении наказания через понятие ответственности, что само по себе мягко говоря не очень корректно и, соответственно, мало способствует уяснению особенностей природы, характера, содержания административного наказания.

Понятие: ч. 1 ст. 3.1. КоАП РФ. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В определенных случаях возникает вопрос о том, что есть административное наказание. Цели наказания в определенном смысле ясны, потому что закон требует, чтобы наказание назначалось для предупреждения совершения новых правонарушений, в общем – превенция общая и превенция частная. Но в целом, как рассматривать административное наказание, сказать довольно сложно.

Во-первых можно говорить о том, что административное наказание – это кара. Это не возмещение вреда, причиненного государству, это именно кара за совершенное правонарушение. Кару нельзя рассматривать в качестве цели наказания, но само по себе наказание по содержанию и условиям его назначения безусловно представляет собой определенное возмездие за совершенное правонарушение.

Тут правда появляется на свет еще одно обстоятельство, которое в каком-то смысле позволяет отличать административное наказание от уголовного. Уголовное наказание все таки имеет целью предотвращение именно правонарушений в будущем. Административное наказание как в целом административная ответственность представляет собой меру административного принуждения, а мера административного принуждения направлена на обеспечение исполнения тех административных или иных обязанностей и соблюдения запретов, которые установлены регулятивными нормами. Т. е. глобально ответственность действует не сама по себе, а для того, чтобы заставить исполнять требования норм и это главная цель. Любое наказание, которое не будет достигать этой цели, едва ли может обосновано считаться административным наказанием.

Есть в самом составе административных наказаний 2 вида наказаний, которые позволяют выявить особенности.

1) Административное приостановление деятельности. Само по себе – это мера административно-пресекательного характера, которая связана с предотвращением опасных или вредных последствий и не может рассматриваться как кара, потому что все таки кара предполагает возложение какого-то вполне определенного обременения. Запрет деятельности (как мера обеспечения) и последующее приостановление деятельности (как вид административного наказания) выглядят совершенно иначе: административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено после того, как все требования закона исполнены. Естественно, в этом отношении о каком может идти речь наказании, которое прекращается, если выполнены все требования. Это явно именно мера административного принуждения пресекательного характера, но никак не мера наказания.

2) Конфискация. Как мера административного наказания отличается от конфискации объектов, которые не могут находиться в гражданском обороте. Если, например, пойман какой-то гражданин за распространение контрафактной продукции, то отбирая у него эту продукцию ему не назначают наказания в виде конфискации. Конфисковать можно только то, что принадлежит на законных основаниях и, следовательно, опять же здесь речь идет не об обеспечительной мере, а каре.

Виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

Сегодня КоАП устанавливает 9 видов административных наказаний и что крайне негативно – это отсутствие их четкой и внятной системы. В этой части КоАП явно уступает УК РФ в плане определенности. В УК РФ все виды наказаний расположены в определенную систему - от более мягких к более суровым. В КоАП это может быть применено только к самому первому виду наказания – предупреждению, а применительно ко всем остальным – едва ли. Осложняет ситуацию то, что административные наказания могут различаться в зависимости от того, к кому они применяются. Например, формально законодатель административное приостановление деятельности считает очень суровым наказанием и даже прямо пишет, что административное приостановление возможно только если другие более мягкие виды не обеспечивают цели наказания. Но это применительно к организации, в крайнем случае – к индивидуальному предпринимателю, но никак не к физическому лицу, а применительно к нему явно самая строгая мера наказания – это не дисквалификация, а административный арест (он же почему-то идет на 6 месте, а не на предпоследнем).

В этом отношении, когда глава 4 устанавливает правила назначений наказания по совокупности, т. е. при совершении нескольких административных правонарушений и предусматривает правила поглощения более суровым наказанием более мягкого, возникает вопрос – а как их отградуировать? если административный штраф 100 рублей и 1000 рублей – понятно, какая мера более суровая, но если речь идет о разных видах наказаний, то четкого ответа КоАП не дает. Причем правоприменители, наверное, могут руководствоваться какими-то собственными соображениями или даже в редких случаях закон дает какие-то ориентиры (см. административное приостановление деятельности), но мнение законодателя не всегда совпадает с мнением правоприменителя или даже самого лица, привлекаемого к ответственности (привлекали к ответственности организацию за привлечение гастарбайтеров. Штрафы в КоАП установлены совершенно астрономические – до 400 000 рублей за привлечение одного иностранного работника. Застукали троих – это грозит организации штрафом в 1 200 000 или административным приостановлением деятельности. Представитель организации умолял назначить приостановление деятельности, хоть на 90 суток – это все равно будет дешевле чем такой штраф). Соответственно, получается, что в конкретной ситуации разные виды наказаний могут по разному между собой соотносится с точки зрения их суровости. В этом отношении наказания, перечисленные в КоАП никакой системы из себя не представляют – это просто перечисление (причем характерно, административное приостановление деятельности идет 9 пунктом именно потому, что его придумали позднее и просто добавили в перечень)