Логотип
Логотип

Вход

Объекты регистрации. Нормативные правовые акты государственных органов. Постановление Правительства

1. ЛИЦА

возникновение статуса участников гражданского оборота (Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"),

Особенно явственно очевидно это проявляется на примере с юридическими лицами, когда осуществляется государственная регистрация юридических лиц в результате государственной регистрации возникает новый субъект права, участник гражданского оборота

Здесь также как и с регистрацией права возникает всегда недоумение: что же происходит в результате регистрации – создается лицо или только констатируется его создание? Именно констатируется создание, регистрация не влечет возникновения лица, она только фиксирует те обстоятельства,

с которыми связано создание юридического лица. Создание юридического лица в материально-правовом смысле - это решение учредителей юридического лица. Юридические лица проходя государственную регистрацию подтверждают этот статус

С индивидуальными предпринимателями почти также, хотя с точки зрения права последствия другие, потому что в случае с юридическим лицом вообще появляется новый субъект. В случае с индивидуальным предпринимателем только изменяется его правоспособность и предоставляется специфический статус участника гражданского оборота (а что материально-правовое основание здесь?)

приобретение специальной правоспособности (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”) (похоже ляп. Белов говорит, что в этой статье предусмотрена регистрация страховых организаций для включения их в систему обязательного медицинского страхования. Страхователь - это тот кто застрахован, страховые организации (т. е. организации, осуществляющие страхование) называют страховщиками. В этой статье говорится о страхователях, а не страховщиках и на вряд ли можно сказать, что они включаются в систему страхования, они скорее ее клиенты.)

фиксация юридически значимого положения

– проживания по определенному месту жительства (ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), юридические значение - появляется некая презумпция того, что гражданин проживает там, где он зарегистрирован по месту жительства. Если закон запрещает связывать определенные условия реализации прав с регистрацией, то закон не запрещает ставить реализацию прав в зависимость от места жительства гражданина, а место жительства подтверждается регистрациейт. е. на самом деле получается юридический круг, который приводит к такому же результату, но формально совершенно в другом формате. Есть конечно и отличия – если гражданин подтверждает, что фактически не проживает там, где он зарегистрирован, то ему должна быть предоставлена возможность реализации его прав и свобод по месту его фактического проживания. Но регистрация, до тех пор, пока эта презумпция не будет опровергнута, подтверждает то самое обстоятельство места жительства гражданина.

Материально-правовое основание – факт проживания.

– акта гражданского состояния (Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"),

регистрация предполагает фиксацию определенного обстоятельства (рождения, смерти, заключения брака) и это также как и во всех остальных случаях предполагает легализацию обстоятельства, имеющего материально-правовое значение. Материально-правовое основание – рождение, смерть и т. д.

– статуса безработного (Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

2. НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, в отношении которого регистрируются права:

– земельные участки, здания, строения и сооружения и отдельные помещения в них (Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") и

В отношении недвижимого имущества речь идет о регистрации прав. У нас есть дуализм регистрации – регистрируются права и сделки. В отношении недвижимого имущества происходит именно фиксация юридического статуса этого имущества, фиксация принадлежности этого имущества, фиксируется право на имущество и подлежит регистрации именно право конкретного лица. Сам объект в этом случае не регистрируется.

В это разница между кадастровым учетом – он имеет другой смысл, он представляет собой регистрацию объекта.

Кроме такого недвижимого имущества в качестве такой формы государственной регистрации осуществляется регистрация в отношении водных судов

– водные суда (ст.16-22 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ, Гл.3 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 №81-ФЗ) (а воздушные суда, которые с точки зрения ГК РФ есть точно такое же недвижимое имущество регистрируются иначе. Они регистрируются как транспортные средства)

3. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, регистрация которых необходима для допуска к эксплуатации (для участия в дорожном движении, ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения") или для выполнения полетов (ст.33 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ). Они регистрируются именно как объекты, регистрируется объект, а не права на него. Это значит, что при постановке на учет автомобиля гражданин не получает права собственности на этот автомобиль, регистрация никак не отражается на констатации права собственности. Смысл в контроле за техническим состоянием, но не за правами на него, его принадлежностью.

Есть юридическое расхождение между действительным и формальным положениям вещей. Применительно к транспорту владелец там указывается, и для органов ГИБДД это все равно собственник транспортного средства, даже в свидетельстве о регистрации пишут «собственник», хотя право собственности не является предметом регистрации. С воздушными судами здесь точно также. Фактически эта регистрация служит подтверждением права, но формально она не подтверждает права.

4. ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ для защиты интересов правообладателей - фильмы (ст. 5 Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации") и иных объектов интеллектуальной собственности (ст.1232 ГК РФ). Здесь фиксируется правообладатель (т. е. в определенном смысле регистрируется право), хотя в терминологии ГК регистрация осуществляется в отношении объектов, но цель такой регистрации – защита прав правообладателей на эти объекты, и она достигается именно путем фиксации того, кто является обладателем права на данный объект (эти объект же не нужно допускать до дорожного движения и т. д., поэтому несмотря на то, что в ГК говорится о регистрации объекта, акцент здесь все равно делается на то, чтобы зафиксировать лицо-правоообладателя )

5. ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ для жизни и здоровья граждан, причинять ущерб окружающей среде:

оружие (ст. 8 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ "Об оружии")

вещества и продукция (ст. 43 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"),

пищевые продукты, материалы и изделия (ст. 10 Федеральный закон от 2.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"),

опасные производственные объекты (Федеральный закон от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"),

линейные объекты связи, средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (Федеральный закон от 7.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"),

вредные (загрязняющие) и потенциально опасные вещества (Федеральный закон от 4.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

Здесь регистрация имеет целью определенный контроль за оборотом и обеспечивает возможность проверки безопасности того или иного объекта. Регистрация проводится для того, чтобы зафиксировать объект. Права фиксируются постольку поскольку это необходимо для возможного осуществления контроля (указываются правообладатели, но права не регистрируются, регистрация не служит подтверждению прав (как с транспортными средствами)) Регистрация опасных производственных объектов нужна для ситуации, когда возникает какое-то загрязнение и нужно установить, какой именно объект стал причиной.

6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВ

– средства массовой информации (Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации") СМИ вопреки обвательскому мнению не являются субъектом, а представляет собой объект прав. Регистрация осуществляется в целях контроля за содержанием распространяемой информации при определенных условиях (например, печатные издания при тираже более 1000 экземляров )

– ценные бумаги (ст.20 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг") Обязательная регистрация эмиссии ценных бумаг в целях осуществления гос. контроля за правомерностью выпуска

7. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ (Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», и Указ Президента РФ от 20.03.2001 N 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации»).

Версия 1 – регистрируется фактическое обстоятельство, имеющее материально-правовое значение, и оно влечет правовые последствия

Версия 2 – фиксируется материально-правовое основание права и это право возникает для всех остальных.

Регистрационная деятельность.

Реестры, регистры и кадастры

Регистрация осуществляется путем внесения записей в реестры, регистры или кадастры. С. А. Белов пытался найти разницу хотя бы теоретическую или семантическую между этими понятиями – не нашел, все одно и то же. Собственно все эти три слова обозначают одинаковы явления. Единственное что слегка отличается от реестра и регистра кадастр. Кадастр предполагает более широкий круг информации, включаемой в базу данных: он ведется не только в целях регистрации, но также в целом ряде случаев становится формой отражения мониторинга состояния объектов, и в отличие от реестра и регистра, которые содержат только самые общие формальные сведения, в кадастре может содержаться информация, связанная с оценкой объекта (сейчас в ряде нормативных актов фигурирует понятие кадастровой стоимости объекта), характеристика, касающаяся состояния объекта (плодородность земельного участка и т. д.)

Но все три вида информационных баз данных содержат в себе типовую информацию, связанную с регистрацией. При этом две главных группы сведений содержатся в каждом из этих трех видов баз данных

– Сведения о зарегистрированном объекте, в том числе те сведения,

состоящие в тех способах, которые позволяют идентифицировать объект (в этом отношении реестр отличается от кадастра – если взять кадастр объектов недвижимости, то он идентифицирует земельный участок по его абсолютным географическим координатам. А когда тот же земельный участок становится объектом регистрации в ЕГРП, то он уже идентифицируется в соответствии со сведениями кадастра (по кадастровому номеру, присвоенному ему при внесении в кадастр, который является уникальным в том смысле, что если один и тот же земельный участок меняет границы и заново ставится на кадастровый учет уже в новых границах, то и номер ему присваивается новый. Получается, что физически примерно один и тот же земельный участок на протяжении своей юридической судьбы может иметь несколько разных номеров, они никогда не будут повторяться. Соответственно, при последующей регистрации права собственности уже нет необходимости точно описывать этот участок, достаточно просто указать кадастровый номер))

– Сведения о правообладателе (это те персональные данные, которые закрыты для всеобщего доступа в отличие от сведений об объекте)

Объекту присваивается уникальный номер, который указывается в правоудостоверяющих документах и служит дополнительным способом идентификации.

Форма ведения – как на бумажном, так и на электронном носителе. В случае расхождения данных электронной и бумажной формы приоритет отдается бумажной.

При ведении реестров, регистров, кадастров в современной практике регистрирующих органов эти базы данных ведутся на двух носителях одновременно – на бумажном и электронном ( при этом во всех нормативных актах, которые касаются формы ведения реестра, регистра, кадастра указывается, что в случае расхождения приоритет отдается бумажной форме. Другими словами законодатель (если это норма закона) исходит из того, что подделать бумажную запись сложнее, чем электронную).

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU