aau108582_scrpea.

«Свободная» деятельность государственной администрации – деятельность, не связанная с ограничениями прав частных лиц
Логотип Учиться

«Свободная» деятельность государственной администрации – деятельность, не связанная с ограничениями прав частных лиц

Деятельность по оказанию государственных услуг.

В целом для отечественного административного права долгое время понятие гос. услуги было абсолютно чуждым, совершенное не использовалось в доктрине и законодательстве. Оно фактически появилось только после указа Президента 2003 года о мерах по проведению административной реформы в РФ. Т. е. появление этого института стало частью административной реформы

Сегодня мы можем говорить, что оказание услуг уже стало частью административно-правовой доктрины в РФ, хотя определенность в отношении того, что же такое государственная услуга, отсутствует и что еще более странно и неудобно, различается понятие государственной услуги, которое используется в доктрине и понятие государственной услуги, применяемое в действующем законодательстве

Мы в основном будем говорить о доктринальном понятии, которое шире, чем законодательное понятие.

Понятие государственной услуги

(доктринальное!)

Это предоставление в случаях, установленных законом, гражданам социально значимых благ в виде неовеществленного результата деятельности государственных организаций,

созданных и финансируемых за счет средств государственного бюджета и реализующих от имени государства политику в социальной сфере, направленную на обеспечение реализации конституционных и законодательно гарантированных прав граждан.

Здесь есть элементы, которые показывают родовую связь государственной услуги с услугой вообще (услуга предполагает неовеществленный результат, который представляет сам по себе ценность для получателя)

Для характеристики именно государственной услуги нужно добавить, что речь идет об оказании услуги от имени государства, а именно организациями, которые созданы или финансируются за счет средств государственного бюджета. В этом отношении можно говорить, что гос. услуга как таковая, отличительная ее особенность это то, что она выполняется в рамках неких общих функций государства

Предполагается, что оказание гос. услуг осуществляется для обеспечения предоставления гражданам возможности реализовать их конституционные права (В Конституции ряд прав предполагает оказание определенных позитивных услуг со стороны государства – образовательные, медицинские).

Здесь понятие государственной услуги достаточно широко и в принципе почти любая деятельность гос. органов, направленная на предоставление неовеществленных благ частным лицам подпадает под это понятие.

Бывает, что на основании специального договора, государство оплачивает оказание одними частными лицами услуг другим частным лицам. Фактически мы можем и эту ситуацию включать в общее понятие оказания государственных услуг, понимания их достаточно широко и видя в них главный признак – именно оказание услуг от лица государства частным лицам

Одновременно, доктринальное понятие государственной услуги принципиально отличается от деятельности, которая носит принудительный характер, деятельности, которая связана с государственным контролем и надзором. (Уже говорили, что принципом административной реформы стала попытка разделить два вида государственной деятельности – деятельность по оказанию гос. услуг, управлению имуществом и контрольно-надзорную, совмещение которых в одних государственных органах опасно (потому что в этом случае велика вероятность использования властных полномочий для навязывания услуг, тем более услуги рассматриваются как основание для взимания денег с частных лиц)). В доктринальном понятии оказание государственных услуг не пересекается с контрольно- надзорной деятельностью,

последовательно и четко ограничивается.

Чего нельзя сказать о законодательном понятии. Оно появилось совсем недавно – Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг":

государственная услуга – это деятельность по реализации функций органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий органов власти + услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. (18 видов экспертиз – Пост. Прав-ва РФ от 02.12.2009 N 984)

(себе - Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг)

С 2003 года существовали 2 тенденции, направленные на определение понятия государственной услуги и вторая тенденция, возобладавшая в законодательстве, носила менее юридический и более экономический и отчасти управленческий характер. Дело в том, что с экономической точки зрения, если частное лицо обращается к государственному органу, желая что-то получить от него, и платит за это деньги (и неважно как этот платеж называется) то экономически возникает отношение, когда государственный орган что-то должен частному лицу, он должен предоставить нечто, что можно рассматривать как определенное благо для частного лица, поскольку оно само за этим обращается.

На самом деле такая логика не учитывает того, почему частное лицо обращается к государственному органу за получением этой так называемой услуги. В том случае, если оно обращается в силу прямого требования закона, если оно вынуждено обратиться (и если оно этого не сделает, ему грозит наказание, в первую очередь административно-правовое), то с доктринальной точки зрения это нельзя считать оказанием услуги, а вот с экономической вполне можно.

Классический пример, который приводило Правительство в 2008 году в концепции развития адм. реформы 2008-2010 гг. – это так называемые массовые услуги, например, написало Правительство, выдача паспорта. Понятно, что гражданину без паспорта довольно туго приходится в нашем государстве и кроме того, получение паспорта для него обязательно в силу требования действующего законодательства и за неполучение паспорта, проживание без него гражданина можно привлечь к административной ответственности. (гражданин приходит в государственный орган, платит государственную пошлину за выдачу ему паспорта и экономисты говоря – ну вот видите, он же сам пришел, значит ему это надо, значит это для него благо, значит мы имеем дело с оказанием государственной услуги, и именно такой подход нашел отражение в законе 2010 года)

Наверное, можно найти и определенные положительные стороны в таком понятии государственной услуги. Такое понятие ГУ оно укладывается в целом в концепцию сервисного государства, предполагающей, что государство в общем то только для того и существует, чтобы оказывать услуги частным лицам и с этой точки зрения деятельность любых органов глобально направлена на предоставление каких-то благ (или адресно, или целому кругу лиц). Почему это хорошо? – потому что для чиновника, для гос. служащего, с которым сталкивается гражданин обращаясь за получением гос. услуги, его взаимодействие с гражданином называется не реализацией власти,

не применением властных полномочий, которые могут явно выражать определенное повелевание, но выражают некую услужливость. Гражданин начинает восприниматься как клиент, а не как подчиненное, подвластное лицо, гражданину должны создавать максимально удобные условия и вообще всячески пытаться удовлетворить любые его капризы. Здесь идет речь о взаимодействии, которое предполагает перенесение некоторых частно–управленческих механизмов, т. е. тех принципов менеджмента, которые характерны для частных компаний, в область государственного управления (в общем то и в коммерческой организации могут также нахамить, как и в гос. органах, но с точки зрения менеджмента это принципиально не правильно, потому что для корпорации в целом это приносит убытки. Примерно также пытаются рассуждать и с точки зрения государства – если гражданин остался неудовлетворенным качеством деятельности гос. органов, то это в первую очередь плохо не для самого гражданина, а для государства. Соответственно, главная цель государства в том, чтобы максимально удовлетворить потребности частного лица) Но эта положительная сторона все таки касается особенностей менеджмента, но не касается взаимодействия частного лица и государства. Характер взаимодействия как раз предполагает, что мы не должны воспринимать любое обращение частного лица как основание для оказания государственной услуги.

В законе все услуги делятся на две группы – собственно государственные услуги и услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг (например для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения как формы государственной услуги необходимо, чтобы заявитель получил другую услугу, а именно прошел санитарную экспертизу. Получается, что эти вторые услуги носят дополнительный и в каком-то смысле навязанный характер, потому что их получение является обязательным условием для получения другой государственной услуги)

Недостатков того понимания государственной услуги, которое использовано в законе 2010 года является не только то, что главным конституирующим признаком становится обращение заявителя, но и то, что получается фактически понятие услуги не только смещается на ту область, которая доктринально признавалась контрольно-надзорной деятельностью, но и перестает охватывать широкий круг тех отношений, которые с точки зрения доктрины административного права уже попали в число именно государственных услуг. О чем идет речь?

Мы можем выделить определенный набор признаков, которые позволяют нам считать, что достаточно широкий круг видов деятельности, осуществляемых государственными органами и гос. учреждениями от имени и по поручению государственных органов, могут характеризоваться как государственные услуги

Логотип

«Свободная» деятельность государственной администрации – деятельность, не связанная с ограничениями прав частных лиц

Деятельность по оказанию государственных услуг.

В целом для отечественного административного права долгое время понятие гос. услуги было абсолютно чуждым, совершенное не использовалось в доктрине и законодательстве. Оно фактически появилось только после указа Президента 2003 года о мерах по проведению административной реформы в РФ. Т. е. появление этого института стало частью административной реформы

Сегодня мы можем говорить, что оказание услуг уже стало частью административно-правовой доктрины в РФ, хотя определенность в отношении того, что же такое государственная услуга, отсутствует и что еще более странно и неудобно, различается понятие государственной услуги, которое используется в доктрине и понятие государственной услуги, применяемое в действующем законодательстве

Мы в основном будем говорить о доктринальном понятии, которое шире, чем законодательное понятие.

Понятие государственной услуги

(доктринальное!)

Это предоставление в случаях, установленных законом, гражданам социально значимых благ в виде неовеществленного результата деятельности государственных организаций, созданных и финансируемых за счет средств государственного бюджета и реализующих от имени государства политику в социальной сфере, направленную на обеспечение реализации конституционных и законодательно гарантированных прав граждан.

Здесь есть элементы, которые показывают родовую связь государственной услуги с услугой вообще (услуга предполагает неовеществленный результат, который представляет сам по себе ценность для получателя)

Для характеристики именно государственной услуги нужно добавить, что речь идет об оказании услуги от имени государства, а именно организациями, которые созданы или финансируются за счет средств государственного бюджета. В этом отношении можно говорить, что гос. услуга как таковая, отличительная ее особенность это то, что она выполняется в рамках неких общих функций государства

Предполагается, что оказание гос. услуг осуществляется для обеспечения предоставления гражданам возможности реализовать их конституционные права (В Конституции ряд прав предполагает оказание определенных позитивных услуг со стороны государства – образовательные, медицинские).

Здесь понятие государственной услуги достаточно широко и в принципе почти любая деятельность гос. органов, направленная на предоставление неовеществленных благ частным лицам подпадает под это понятие.

Бывает, что на основании специального договора, государство оплачивает оказание одними частными лицами услуг другим частным лицам. Фактически мы можем и эту ситуацию включать в общее понятие оказания государственных услуг, понимания их достаточно широко и видя в них главный признак – именно оказание услуг от лица государства частным лицам

Одновременно, доктринальное понятие государственной услуги принципиально отличается от деятельности, которая носит принудительный характер, деятельности, которая связана с государственным контролем и надзором. (Уже говорили, что принципом административной реформы стала попытка разделить два вида государственной деятельности – деятельность по оказанию гос. услуг, управлению имуществом и контрольно-надзорную, совмещение которых в одних государственных органах опасно (потому что в этом случае велика вероятность использования властных полномочий для навязывания услуг, тем более услуги рассматриваются как основание для взимания денег с частных лиц)). В доктринальном понятии оказание государственных услуг не пересекается с контрольно- надзорной деятельностью, последовательно и четко ограничивается.

Чего нельзя сказать о законодательном понятии. Оно появилось совсем недавно – Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг":

государственная услуга – это деятельность по реализации функций органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами полномочий органов власти + услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг. (18 видов экспертиз – Пост. Прав-ва РФ от 02.12.2009 N 984)

(себе - Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг)

С 2003 года существовали 2 тенденции, направленные на определение понятия государственной услуги и вторая тенденция, возобладавшая в законодательстве, носила менее юридический и более экономический и отчасти управленческий характер. Дело в том, что с экономической точки зрения, если частное лицо обращается к государственному органу, желая что-то получить от него, и платит за это деньги (и неважно как этот платеж называется) то экономически возникает отношение, когда государственный орган что-то должен частному лицу, он должен предоставить нечто, что можно рассматривать как определенное благо для частного лица, поскольку оно само за этим обращается.

На самом деле такая логика не учитывает того, почему частное лицо обращается к государственному органу за получением этой так называемой услуги. В том случае, если оно обращается в силу прямого требования закона, если оно вынуждено обратиться (и если оно этого не сделает, ему грозит наказание, в первую очередь административно-правовое), то с доктринальной точки зрения это нельзя считать оказанием услуги, а вот с экономической вполне можно.

Классический пример, который приводило Правительство в 2008 году в концепции развития адм. реформы 2008-2010 гг. – это так называемые массовые услуги, например, написало Правительство, выдача паспорта. Понятно, что гражданину без паспорта довольно туго приходится в нашем государстве и кроме того, получение паспорта для него обязательно в силу требования действующего законодательства и за неполучение паспорта, проживание без него гражданина можно привлечь к административной ответственности. (гражданин приходит в государственный орган, платит государственную пошлину за выдачу ему паспорта и экономисты говоря – ну вот видите, он же сам пришел, значит ему это надо, значит это для него благо, значит мы имеем дело с оказанием государственной услуги, и именно такой подход нашел отражение в законе 2010 года)

Наверное, можно найти и определенные положительные стороны в таком понятии государственной услуги. Такое понятие ГУ оно укладывается в целом в концепцию сервисного государства, предполагающей, что государство в общем то только для того и существует, чтобы оказывать услуги частным лицам и с этой точки зрения деятельность любых органов глобально направлена на предоставление каких-то благ (или адресно, или целому кругу лиц). Почему это хорошо? – потому что для чиновника, для гос. служащего, с которым сталкивается гражданин обращаясь за получением гос. услуги, его взаимодействие с гражданином называется не реализацией власти, не применением властных полномочий, которые могут явно выражать определенное повелевание, но выражают некую услужливость. Гражданин начинает восприниматься как клиент, а не как подчиненное, подвластное лицо, гражданину должны создавать максимально удобные условия и вообще всячески пытаться удовлетворить любые его капризы. Здесь идет речь о взаимодействии, которое предполагает перенесение некоторых частно–управленческих механизмов, т. е. тех принципов менеджмента, которые характерны для частных компаний, в область государственного управления (в общем то и в коммерческой организации могут также нахамить, как и в гос. органах, но с точки зрения менеджмента это принципиально не правильно, потому что для корпорации в целом это приносит убытки. Примерно также пытаются рассуждать и с точки зрения государства – если гражданин остался неудовлетворенным качеством деятельности гос. органов, то это в первую очередь плохо не для самого гражданина, а для государства. Соответственно, главная цель государства в том, чтобы максимально удовлетворить потребности частного лица) Но эта положительная сторона все таки касается особенностей менеджмента, но не касается взаимодействия частного лица и государства. Характер взаимодействия как раз предполагает, что мы не должны воспринимать любое обращение частного лица как основание для оказания государственной услуги.

В законе все услуги делятся на две группы – собственно государственные услуги и услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг (например для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения как формы государственной услуги необходимо, чтобы заявитель получил другую услугу, а именно прошел санитарную экспертизу. Получается, что эти вторые услуги носят дополнительный и в каком-то смысле навязанный характер, потому что их получение является обязательным условием для получения другой государственной услуги)

Недостатков того понимания государственной услуги, которое использовано в законе 2010 года является не только то, что главным конституирующим признаком становится обращение заявителя, но и то, что получается фактически понятие услуги не только смещается на ту область, которая доктринально признавалась контрольно-надзорной деятельностью, но и перестает охватывать широкий круг тех отношений, которые с точки зрения доктрины административного права уже попали в число именно государственных услуг. О чем идет речь?

Мы можем выделить определенный набор признаков, которые позволяют нам считать, что достаточно широкий круг видов деятельности, осуществляемых государственными органами и гос. учреждениями от имени и по поручению государственных органов, могут характеризоваться как государственные услуги