обеспечить права частных лиц
следовательно
нарушение процедурных норм может повлечь отмену принятого административного решения только в случае если это нарушение привело либо могло привести к нарушению прав частного лица.
Права должны быть восстановлены
Поскольку административные процедуры в целом призваны обеспечить защиту прав участников административного производства, любые нарушения должны оцениваться как существенные или несущественные с точки зрения того, представляют ли они угрозу тем правам и интересам, которые есть у частного лица.
Так, процедурные сроки не имеют особого значения и могут нарушаться без последствий – звучит может быть неправильно с точки зрения идеалов права, но с практической точки зрения далеко не каждое нарушение является основанием для отмены решения, потому что нарушение должно быть существенным (тем не менее, часто пытаются доказывать, что любое нарушение процедуры может привести к нарушению прав).
Источники правового регулирования административного процесса
В отличие от многих зарубежных государств (Италия, ФРГ, США), в Российской Федерации отсутствует комплексное регулирование административного процесса.
Универсальным законом, регулирующем вопросы административного процесса, следует считать Федеральный закон от 2.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан»
Отдельные производства урегулированы в специальных законах (КоАП РФ, законы о лицензировании и т.д.), а также в подзаконных актах (Приказ МВД о регистрации автотранспорта и т.д.)
(должен быть текст – пока нет звуковой лекции)
Виды административных производств, которые установлены в рамках административного процесса.
Говоря про виды административных производств, прежде всего, нужно сказать, что некоторые административные производства встроены в систему других более общих и комплексно регламентированных юридических процессов (например, уголовный процесс – первая часть, которая касается предварительного следствие, имеет административную природу, т. к. там чаще всего речь идет об органе исполнительной власти, если исключить прокуратуру)
1. Самостоятельные административные производства (далее говорим о них)
2. производства, встроенные в систему других юридических процессов (о них мы говорить не будем).
Мы будем следовать следующему разделению отношений на
1) Взаимоотношения, связанные с взаимодействием государственных органов и частных лиц
2) Взаимоотношения внутри государственного аппарата.
Внутри каждой из этих групп будем говорить об определенных различиях между видами административных производств.
Что касается нашего главного предмета изучения – административных производств с участием частных лиц, то они делятся на – Административно-процедурные(не связаны с принудительным применением норм права, с привлечением к ответственности, т. е. не связаны с разрешением каких-либо юридических конфликтов. Они охватывают ту часть административных производств, которые не связаны с административной юрисдикцией.) и административно-юрисдикционные (соответственно, связаны с вышеуказанным)
С точки зрения материального права, главное различие между ними - это презюмируемое отсутствие/наличие юридического конфликта, инициирование процедуры частным лицом/государственным органом, и распределение бремени доказывания. Так, если говорить об административно-юрисдикционных производствах, то когда гражданин привлекается к административной ответственности, он может в целом не возражать против того, что его привлекают к ответственности. Но для целей регулирования производства в такой ситуации все равно наличие некоторого конфликта предполагается и в этом отношении можно говорить, что в целом ситуация привлечения к ответственности по природе своей конфликта. Соответственно, в административно-процедурных производствах юридически значимый конфликт не предполагается.
Если же говорить с точки зрения процедурных особенностей
административно-процедурные
• Инициируются гражданином (например, гражданин, который хочет зарегистрировать какое-то право, обращается в регистрирующий орган с заявлением, в котором просит зарегистрировать это право. В этой ситуации обязанность гражданина обратиться в государственный орган может существовать, но она будет существовать как материально-правовая обязанность, а процедурно инициатором выступает именно гражданин, который начинает административное производство подачей соответствующего заявления)
• Частное лицо должно доказать наличие тех юридически значимых обстоятельств, которые позволят государственному органу принять требуемое от него решение
административно-юрисдикционные
• Как правило, инициируются не гражданином (едва ли человек в здравом уме и твердой памяти придет и скажет: “привлеките меня к ответственности”). Соответственно, предполагается, что инициатива исходит от государственного органа).
• На государственном органе лежит бремя доказывания (например, совершения административного правонарушения)
Если говорить о видах административных производств более подробно и следовать их разделению на административно-процедурные и административно-юрисдикционные, то можно выделить следующие группы производств
1. Административно-процедурные
оказания государственных услуг
управления государственным имуществом (напр., приватизации)
часть контрольно-надзорных производств (таких как
а) регистрационные производства
б) разрешительные производства
(С точки зрения материального права здесь есть некая смешанность, потому что в отношении принципов деятельности по оказания государственных услуг и принципов контрольно-надзорной деятельности есть большая разница, они регулируются в законодательстве по-разному, но процедурно сам механизм их осуществления (по инициативе частного лица) позволяет объединить, например, регистрационное или разрешительное производство с производством по оказанию государственных услуг)
2. Административно-юрисдикционные производства:
целый ряд контрольных производств, связанных с проведением контрольно-надзорных проверок (пожарных, санитарных и т. д.)
производства обеспечительного характера (в том числе производство о применении мер обеспечения в рамках производства по делам об административных правонарушениях)
производство по привлечению к административной ответственности
3. Производство по жалобам граждан - стоит особняком, его сложно классифицировать и отнести как в административно-процедурные, так и в административно-юрисдикционные производства: С одной стороны оно ближе к административно-процедурным производствам, т. к. возбуждается оно по инициативе гражданина (гражданин подает жалобу и с этого начинается производство), и даже распределение бремени доказывания ближе к административно-процедурным производствам, но здесь есть очевидный юридический конфликт (гражданин в споре с государственным органом пытается добиться помощи и поддержки у вышестоящего органа исполнительной власти), и в этом отношении административно-процедурным такое производство считать никак нельзя.
Административные производства внутри государственной администрации
Что касается этих производств, то их тоже можно разделить на административно-процедурные и административно-юрисдикционные
1. Административно-процедурные – к ним относится целый ряд производств, которые организованы в органах исполнительной власти как упорядочение, определенная форма их деятельности делопроизводства, подготовка и принятие нормативных правовых актов органов исполнительной власти, а также их государственной регистрации.
Эти производства не предполагают обеспечения необходимых гарантий защиты прав участников этих производств, т. к. речь идет о производстве внутри государственной администрации, частные лица здесь отсутствуют. Цель административно-процедурных производств внутри государственной администрации – простое упорядочение тех отношений, которые возникают
2. административно-юрисдикционные – фактически исчерпываются дисциплинарным производством (производством по привлечению государственных служащих к дисциплинарной ответственности)
Контакты info@scrpe.ru
Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
Сайт сделан scrpe.ru
© 2018-2024 SCRPE.RU