aau108582_scrpea.

Общее учение о субъектах административно-правовых отношений

Общее учение о субъектах административно-правовых отношений

NB! Мы говорим о субъектах административных

правоотношений, а не о субъектах административного права. Это не случайно, т.

к. характеристика субъекта права – правосубъектность, а у нас здесь с ней

проблемы.

  1. В административном праве не

    существует общего понятия административной правосубъектности, все

    попытки выявить общие условия правосубъектности закончатся ничем т. к.

         

Нет общей правосубъектности для обоих сторон

правоотношения,

«каждая сторона публичного правоотношения находится в особом правовом режиме».

Отдельно правосубъектность определяется для властного субъекта, и отдельно –

для частного лица

         

Условия вступления в административные правоотношения

значительно различаются в зависимости от того, о каких именно административных

правоотношениях идет речь, в каждом административном правоотношении

существует настолько существенная специфика, что выработать единые условия

вступления в правоотношения невозможно. В ГП все проще – есть общие условия

участия в гражданском обороте – получил статус юрлица и в целом можешь

участвовать в любых гражданских правоотношениях (+ еще лицензию, если

необходимо). В Административном праве все принципиально не так – для получения

паспорта одни условия (возраст с 14 лет), привлечение к административной

ответственности (с 16 лет), поступление на государственную службу (с 18 лет).

  1. В административном праве нет

    смысла различать право- и дееспособность. Когда мы анализируем

    административные правоотношения чаще всего предполагается, что если лицо

    не может участвовать в правоотношении лично(на языке гражданского права –

    “недееспособно”), значит он в принципе не интересует законодателя, те

    государственные органы, с которыми ему нужно иметь дело. (когда школьник,

    который идет учиться не может определять, в какое учебное заведение ему

    поступить, а это могут сделать за него только его законные представители),

    то в законе определяются права и обязанности законных представителей(а не

    школьника – сам в отношениях не участвует, значит и не интересует).

Когда речь идет об ответственности в АП не оперируют

понятием недееспособности. Для АП неважно, дееспособен ли человек или нет в том

смысле как это понимается в гражданском праве (есть решение суда о признании

недееспособным или нет), важно – мог в конкретный момент совершения

противоправного деяния человек осознавать свои действия и руководить ими или

нет (т. е вменяем он или нет – решение суда не интересно как условие вступления

в правоотношение). Если и есть ситуации восполнения отсутствующей дееспособности

участника правоотношения с помощью дееспособности других лиц, то они очень

редки.

Это касается и некоторых конкретных отношений в

конституционном праве - Можно конечно утверждать, что лицо, которое находится в

местах лишения свободы, обладает избирательными правами, но не может их

самостоятельно осуществить – но какой смысл в этом?

 

Классификация субъектов административных

правоотношений

 

1ая

классификация: по особенностям формирования и выражения воли

        

индивидуальные

        

коллективные (здесь неважно  внешнее организационное оформление коллективных

субъектов (мы не оперируем понятиями организации, юрлица, потому что для

административного права нет разницы – в каком организационном виде предстает

коллективный субъект. Важно то, что формирование внешней коллективной воли

предполагает внутренние процедуры, связанные с согласованием отдельных воль

участников, членов.)

2ая

классификация: по критерию того, какой интерес отстаивает субъект в

административных правоотношениях

         

действующие от имени государства

         

действующие в частных интересах

 

действующие

от имени государства

частные

лица

Индивидуальные

должностные

лица, государственные служащие(Государственные служащие – в основном это

субъект внутренних отношений, внутри органа, редко участвуют во внешних отношениях)

граждане

РФ, иностранцы

Коллективные

государственные

органы, государственные учреждения

общественные

объединения, коммерческие и некоммерческие юридические лица

 

 

Правовое

положение частных лиц в административных правоотношениях

 

 

Условия

участия граждан в административных правоотношениях. На возможность участия

граждан в Административных правоотношениях могут влиять как минимум 4

характеристики:

-         

возраст

-         

Вменяемость

(но не дееспособность в гражданско-правовом смысле)

-         

наличие

гражданства РФ (если речь идет о реализации государственной власти, то участие

в этих отношениях могут принимать только граждане РФ)

-         

социальное

положение (в основном для ситуаций, когда государство обеспечивает  граждан услугами)

Условия

участия организаций в административных правоотношениях (Организации – имеет

отношение как к властным субъектами, так и к невластным субъектам)

-         

принятие

и вступление в силу решения о создании

-         

назначение

должностных лиц

возможность

участия организации в административных правоотношениях связана в

административном праве не с государственной регистрацией, а с принятием решения

о создании организации, вступлением его в силу и назначением первых должностных

лиц, которые могут действовать от лица этой организации. (если это государственный

орган -  он должен быть включен в систему

органов ИВ, должно быть издано положение о нем, назначен руководитель. С этого

момента можно сказать, что орган существует как субъект правоотношения. Частные

субъекты, например юрлицо – как только учредители приняли решение о создании

юрлица, с этого момента появляется некий субъект, который уже подлежит

государственной регистрации, но отношения регистрации будут уже

административными отношениями и они будут предшествовать государственной

регистрации юрлица и соответственно приобретению организацией гражданской

правоспособности

 

Субъективное публичное право.

Субъективное право существует и в частном и публичном

праве, но категория субъективного права для частного права не столь важна и

актуальна, потому что субъективное право максимум с чем можно его спутать это с

законным интересом. Это единственное с чем могут возникнуть трудности при его

обособлении. В публичном праве есть явление, которое заставляет нас

сформулировать иные представления о том, что есть субъективное право.

Как считали до середины 19 века, главное существо

субъективного права это возможность совершать действия своей волей. С середины

19 века, после трудов Иеринга стало принято говорить, что это не только

совершение действий своей волей, но и защита своего интереса (воля + интерес =

субъективное право). Что касается публичного права, то применительно к

современным условиям мы должны добавлять еще и третий элемент -

Содержание субъективного права:

        

возможность совершать действия своей

волей

        

признаваемый законом интерес

        

предоставление

средств защиты (обеспечение защитой)

В определенных случаях публичный правопорядок может

быть сконструирован таким образом, что гражданин может иметь и волю, и интерес,

но не быть защищенным в части реализации этой воли и интереса. (госорган хотят

заставить провести дорогу, в ее строительстве имеют интерес граждане,

проживающие в том или ином населенном пункте, граждане исходя из

конституционного принципа народовластия могут влиять своей волей на принятие

решения, но если граждане непосредственно не защищены в плане возможности

принудить госорганы построить дорогу, то по сути их право не признается таковым

в принципе. В этом случае появляется явление, которое в начале 20 века называли

рефлексом

права – когда сложившийся порядок в деятельности госорганов

предполагает, что определенные обязанности, которые госорган должен исполнить,

существуют но принудить госорган к совершению конкретных действий граждане не

могут, потому что госорган  юридически

сохраняет свободу усмотрения в распоряжении бюджетными средствами, на что их

направить – решает сам госорган, принудить граждане его не могут(их возможность

влияния не защищается юридически, де юре они ничего потребовать не могут) – в

этом случае субъективного публичного права у граждан не возникает)

Ограничения содержания и особенности публичного

права:

        

Субъективное публичное право

предоставляется в публичном интересе, интерес носит общественный характер. Это

означает, что когда гражданину предоставляется право, то предполагается, что в

этом случае защищаются не только его личные интересы, но и интересы

общественные. Правами, принадлежащими гражданину в публичной сфере, гражданин

распоряжаться как правило не может или может, но в ограниченных пределах –

гражданин не может отказаться от права в принципе, в определенных ситуациях

может только его не реализовывать.

        

субъективная обязанность органов

адресована не всегда конкретному лицу

        

частные лица часто получают выгоды

(блага) от реализации общего интереса, от реализации чужих (общественных) прав.

(частные лица получают выгоды (блага) только в тех пределах, в которых это

совпадает и соответствует интересам публичным, общегосударственным.)

Публичное субъективное право существует там, где

государство видит общественный интерес в его существовании и реализации

(Магазинер Я.М.)

 Свобода в реализации не предполагает отказ от

права, его передачу другому лицу или иные формы отчуждения. Государство

наделяет субъективными публичными правами конкретное лицо и связывает право с

личностью субъекта.

        

Отсюда: совпадают право- и дееспособность

(нет права без возможности его реализации) и существует запрет передачи

возможности реализовывать право (запрет представительства) - Участие в

административных правоотношениях возможно только лично, участие через

представителя по общему правилу невозможно. В тех случаях когда НПА допускают

представительство в административном правоотношениях, оно возможно.


Общее учение о субъектах административно-правовых отношений

NB! Мы говорим о субъектах административных

правоотношений, а не о субъектах административного права. Это не случайно, т.

к. характеристика субъекта права – правосубъектность, а у нас здесь с ней

проблемы.

  1. В административном праве не

    существует общего понятия административной правосубъектности, все

    попытки выявить общие условия правосубъектности закончатся ничем т. к.

         

Нет общей правосубъектности для обоих сторон

правоотношения,

«каждая сторона публичного правоотношения находится в особом правовом режиме».

Отдельно правосубъектность определяется для властного субъекта, и отдельно –

для частного лица

         

Условия вступления в административные правоотношения

значительно различаются в зависимости от того, о каких именно административных

правоотношениях идет речь, в каждом административном правоотношении

существует настолько существенная специфика, что выработать единые условия

вступления в правоотношения невозможно. В ГП все проще – есть общие условия

участия в гражданском обороте – получил статус юрлица и в целом можешь

участвовать в любых гражданских правоотношениях (+ еще лицензию, если

необходимо). В Административном праве все принципиально не так – для получения

паспорта одни условия (возраст с 14 лет), привлечение к административной

ответственности (с 16 лет), поступление на государственную службу (с 18 лет).

  1. В административном праве нет

    смысла различать право- и дееспособность. Когда мы анализируем

    административные правоотношения чаще всего предполагается, что если лицо

    не может участвовать в правоотношении лично(на языке гражданского права –

    “недееспособно”), значит он в принципе не интересует законодателя, те

    государственные органы, с которыми ему нужно иметь дело. (когда школьник,

    который идет учиться не может определять, в какое учебное заведение ему

    поступить, а это могут сделать за него только его законные представители),

    то в законе определяются права и обязанности законных представителей(а не

    школьника – сам в отношениях не участвует, значит и не интересует).

Когда речь идет об ответственности в АП не оперируют

понятием недееспособности. Для АП неважно, дееспособен ли человек или нет в том

смысле как это понимается в гражданском праве (есть решение суда о признании

недееспособным или нет), важно – мог в конкретный момент совершения

противоправного деяния человек осознавать свои действия и руководить ими или

нет (т. е вменяем он или нет – решение суда не интересно как условие вступления

в правоотношение). Если и есть ситуации восполнения отсутствующей дееспособности

участника правоотношения с помощью дееспособности других лиц, то они очень

редки.

Это касается и некоторых конкретных отношений в

конституционном праве - Можно конечно утверждать, что лицо, которое находится в

местах лишения свободы, обладает избирательными правами, но не может их

самостоятельно осуществить – но какой смысл в этом?

 

Классификация субъектов административных

правоотношений

 

1ая

классификация: по особенностям формирования и выражения воли

        

индивидуальные

        

коллективные (здесь неважно  внешнее организационное оформление коллективных

субъектов (мы не оперируем понятиями организации, юрлица, потому что для

административного права нет разницы – в каком организационном виде предстает

коллективный субъект. Важно то, что формирование внешней коллективной воли

предполагает внутренние процедуры, связанные с согласованием отдельных воль

участников, членов.)

2ая

классификация: по критерию того, какой интерес отстаивает субъект в

административных правоотношениях

         

действующие от имени государства

         

действующие в частных интересах

 

действующие

от имени государства

частные

лица

Индивидуальные

должностные

лица, государственные служащие(Государственные служащие – в основном это

субъект внутренних отношений, внутри органа, редко участвуют во внешних отношениях)

граждане

РФ, иностранцы

Коллективные

государственные

органы, государственные учреждения

общественные

объединения, коммерческие и некоммерческие юридические лица

 

 

Правовое

положение частных лиц в административных правоотношениях

 

 

Условия

участия граждан в административных правоотношениях. На возможность участия

граждан в Административных правоотношениях могут влиять как минимум 4

характеристики:

-         

возраст

-         

Вменяемость

(но не дееспособность в гражданско-правовом смысле)

-         

наличие

гражданства РФ (если речь идет о реализации государственной власти, то участие

в этих отношениях могут принимать только граждане РФ)

-         

социальное

положение (в основном для ситуаций, когда государство обеспечивает  граждан услугами)

Условия

участия организаций в административных правоотношениях (Организации – имеет

отношение как к властным субъектами, так и к невластным субъектам)

-         

принятие

и вступление в силу решения о создании

-         

назначение

должностных лиц

возможность

участия организации в административных правоотношениях связана в

административном праве не с государственной регистрацией, а с принятием решения

о создании организации, вступлением его в силу и назначением первых должностных

лиц, которые могут действовать от лица этой организации. (если это государственный

орган -  он должен быть включен в систему

органов ИВ, должно быть издано положение о нем, назначен руководитель. С этого

момента можно сказать, что орган существует как субъект правоотношения. Частные

субъекты, например юрлицо – как только учредители приняли решение о создании

юрлица, с этого момента появляется некий субъект, который уже подлежит

государственной регистрации, но отношения регистрации будут уже

административными отношениями и они будут предшествовать государственной

регистрации юрлица и соответственно приобретению организацией гражданской

правоспособности

 

Субъективное публичное право.

Субъективное право существует и в частном и публичном

праве, но категория субъективного права для частного права не столь важна и

актуальна, потому что субъективное право максимум с чем можно его спутать это с

законным интересом. Это единственное с чем могут возникнуть трудности при его

обособлении. В публичном праве есть явление, которое заставляет нас

сформулировать иные представления о том, что есть субъективное право.

Как считали до середины 19 века, главное существо

субъективного права это возможность совершать действия своей волей. С середины

19 века, после трудов Иеринга стало принято говорить, что это не только

совершение действий своей волей, но и защита своего интереса (воля + интерес =

субъективное право). Что касается публичного права, то применительно к

современным условиям мы должны добавлять еще и третий элемент -

Содержание субъективного права:

        

возможность совершать действия своей

волей

        

признаваемый законом интерес

        

предоставление

средств защиты (обеспечение защитой)

В определенных случаях публичный правопорядок может

быть сконструирован таким образом, что гражданин может иметь и волю, и интерес,

но не быть защищенным в части реализации этой воли и интереса. (госорган хотят

заставить провести дорогу, в ее строительстве имеют интерес граждане,

проживающие в том или ином населенном пункте, граждане исходя из

конституционного принципа народовластия могут влиять своей волей на принятие

решения, но если граждане непосредственно не защищены в плане возможности

принудить госорганы построить дорогу, то по сути их право не признается таковым

в принципе. В этом случае появляется явление, которое в начале 20 века называли

рефлексом

права – когда сложившийся порядок в деятельности госорганов

предполагает, что определенные обязанности, которые госорган должен исполнить,

существуют но принудить госорган к совершению конкретных действий граждане не

могут, потому что госорган  юридически

сохраняет свободу усмотрения в распоряжении бюджетными средствами, на что их

направить – решает сам госорган, принудить граждане его не могут(их возможность

влияния не защищается юридически, де юре они ничего потребовать не могут) – в

этом случае субъективного публичного права у граждан не возникает)

Ограничения содержания и особенности публичного

права:

        

Субъективное публичное право

предоставляется в публичном интересе, интерес носит общественный характер. Это

означает, что когда гражданину предоставляется право, то предполагается, что в

этом случае защищаются не только его личные интересы, но и интересы

общественные. Правами, принадлежащими гражданину в публичной сфере, гражданин

распоряжаться как правило не может или может, но в ограниченных пределах –

гражданин не может отказаться от права в принципе, в определенных ситуациях

может только его не реализовывать.

        

субъективная обязанность органов

адресована не всегда конкретному лицу

        

частные лица часто получают выгоды

(блага) от реализации общего интереса, от реализации чужих (общественных) прав.

(частные лица получают выгоды (блага) только в тех пределах, в которых это

совпадает и соответствует интересам публичным, общегосударственным.)

Публичное субъективное право существует там, где

государство видит общественный интерес в его существовании и реализации

(Магазинер Я.М.)

 Свобода в реализации не предполагает отказ от

права, его передачу другому лицу или иные формы отчуждения. Государство

наделяет субъективными публичными правами конкретное лицо и связывает право с

личностью субъекта.

        

Отсюда: совпадают право- и дееспособность

(нет права без возможности его реализации) и существует запрет передачи

возможности реализовывать право (запрет представительства) - Участие в

административных правоотношениях возможно только лично, участие через

представителя по общему правилу невозможно. В тех случаях когда НПА допускают

представительство в административном правоотношениях, оно возможно.