Структура советской науки административного права :
Общая часть:
– общие вопросы (понятие и природа гос. управления),
– участники административных отношений (изучался их административно-правовой статус, причем статус граждан как участников административных правоотношений зачастую сводился к обсуждению конституционно-правового статуса гражданина (это отражение представлений, бытовавших еще в дореволюционной литературе о существовании общего публично-правового статуса личности))
– формы и методы осуществления государственного управления,(здесь была сосредоточенна основная часть проблем административного права.)
– законность и дисциплина в управлении.
Сегодня кажется, что формы, методы государственного управления, дисциплина не носят строго правового характера, это во многом сфера науки управления, а не собственно административного права, но тогда грань четко не проводилась - это проблемы административного права.
Особенная часть:
– административно-политическая сфера
– социально-культурная сфера
– экономическая сфера.
Характеристика особенной части предполагала изучение всего массива актов, который определял систему управления в той или иной области, начиная от законов, заканчивая инструкциями отдельных органов управления
Тяжесть регулирования была сосредоточена на первых двух пунктах и в меньшей степени затрагивала сферу экономическую.
Сегодня такая структура фактически невозможна для изучения административного права по целому ряду причин - во первых мы впредь будем абстрагироваться от теории управления, во вторых мы не берем особенную часть.
1) что касается особенной части, то сегодня изучать особенную часть административного права практически невозможно - можно изучать только отдельные части системы управления, отдельные части осуществления исполнительной власти, но из-за развития правового регулирования невозможно охватить все многообразие вопросов реализации исполнительной власти. (В каждой отдельно взятой сфере существует огромный массив нормативного регулирования и попытка его изучения чревата техническими трудностями, даже в рамках годового курса все это охватить было бы трудно).
2) Особенная часть административного права неизбежно растворяется в комплексных отраслях и институтах (коммерческое, экологическое и спортивное, образовательное, транспортное, медицинское право), которые с практической точки зрения представляют собой обособленные области правового регулировании, а с теоретической содержат в себе нормы и правоотношения разные по своей природе (и далеко не только административного права). В эти отдельные области мы вторгаться не будем (их потом будем изучать в рамках соответствующих курсов)
Структура Общей части:
- теория административных правоотношений
– понятие и особенности правового положения субъектов административных правоотношений,
– система и структура органов исполнительной власти(+ государственная служба)
– эти темы посвящены внутренним отношениям в системе государственной
администрации
– учение об административном действии, (будем говорить об учении об административном действии (это изучение тех форм, в которых реализуются властные полномочия))
– правила административного процесса (о том, как происходит процесс реализации исполнительной власти)
– виды деятельности органов исполнительной власти 2 вида:
1) Оказание государственных услуг и управление государственным имуществом
2) Контрольно-надзорная и иная принудительная деятельность)
– контроль за деятельностью государственных органов.
Соотношение административного и конституционного права: (с другими публично-правовыми отраслями административное право различать проще)
– То что, касается организации исполнительной власти
– это предмет административного права. Предмет конституционного права шире – он касается организации власти вообще
– конституционно-правовые отношения складываются между частным лицом и государством в целом, а административно-правовые
– между частным лицом и отдельным государственным органом или даже конкретных должностных лиц (кроме судов).
– внутри системы государственных органов, конституционно-правовые отношения возникают между высшими органами государства, административные
– либо в системе административных органов (главным образом в исполнительной власти) и внутри отдельного государственного органа
Соотношение административного и гражданского права: (различать их гораздо сложнее как ни парадоксально) см. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // X cб. трудов профессоров и преподавателей Иркутского гос. ун-та. Иркутск, 1926 - Критерии разграничения:
– теория интереса (т.е какой интерес отстаивается – публичный или частный?) ("publicum jus est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singu lorum utilitatem").
– теория субъектов (критерий привязан к кругу участников). Предполагается, что круг субъектов АП, должен включать в состав каких-то властных субъектов (государственных органы, должностные лица), а в ГП отношения складываются без их участия.
– теория метода регулирования (в АП доминирует императивность, В ГП - диспозитивность)
Казалось бы Административное право и гражданское право должны регулировать совершенно не пересекающиеся между собой отношения и спутать их достаточно трудно. На самом деле не так трудно, как может показаться. Так, самым слабым критерием для разграничения административного и гражданского права является субъект. Говорить, что с участием государственных органов и должностных лиц складываются
административные правоотношения, а с участием частных лиц – гражданские правоотношения, сегодня просто невозможно - отчасти здесь нужно сказать спасибо нашему ГК, согласно которому государство уравнивается с другими участниками гражданского оборота и, соответственно, принимает вид обычного участника гражданско-правовых отношений. В ГК правда не идет речь об органах государства как участниках, на практике же и органы государства наделяются правами юр лиц да бы принять участие в гражданских правоотношениях.
Соответственно, когда госорган начинает взаимодействовать с частным лицом в некоторых случаях возникает вопрос – в качестве кого он действует? – органа государственной власти (властного субъекта) или обычного участника гражданского оборота, вступающего в равноправные правоотношения с другим таким же участником. Например госорган оказывает услугу, как расценивать это? – это услуга как объект гражданских прав или как особая категория административного права, явление самостоятельное и обособлено регулирование. Проблемы чаще всего возникают в сфере применения договоров. ФЗ о концессионных соглашениях – концессия предполагает заключение договора между госорганом и частным лицом о совместной реализации какого-то проекта, например, строительства дороги, проезд по которой будет платным и за счет платы будут компенсированы затраты частного инвестора на участие в этом проекте. Возникает вопрос - Госорган, участвующий здесь, осуществляет свои гражданские права или свои властные полномочия? Ответ не очевиден – в судах часто спорят о том, что можно ли применять к концессионным соглашениям и к отношениям, которые складываются в процессе реализации таких проектов, положения ГК или этого делать нельзя (В ФЗ написано(по крайней мере разработчики точно имели это в виду), что это гражданско-правовой договор, разработчиков не смущает, что речь идет о реализации публичных функций государства, что регулируются эти отношения во многом императивно – все равно: поскольку проще применять общие положения о договоре из ГЗ, давайте считать, что все договоры, которые заключаются госорганами, являются гражданско-правовыми).
В ситуации такой неопределеленности очень часто Гражданское законодательство одерживает вверх над административным. Причин этому несколько
1) Всеобщая аллергия к административному праву, которая пронизывала участников всех отношений в начале 90-х.
Административно-командная система, которую рушили в период конституционных реформ, сидела у всех в печенках. Все пытались максимально избавиться от административных методов, форм, способов, максимально освободиться от государственного вмешательства, а значит если власть в чем-то и участвует, это не административные полномочия, а реализация гражданско-правового статуса.
2) ГК по сравнению с административным законодательством гораздо более четко систематизирован, более подробно регулирует отношения, условно говоря, общие для сфер частного и публичного права, что неизбежно возникает желание применять положения Гражданского законодательства как общие положения для ГП и АП. Казалось бы ст. 2 ГК сформулировала границу между гражданскими и административными отношениями, Однако, например, когда недееспособный гражданин пытается вступить в административные правоотношения через представителя, ему строго говоря не может быть юридически ничего противопоставлено, потому что хотя используемые Гражданским Законодательством категории (недееспособность, представительство) в Административных
правоотношениях и не могут применяться, это категории урегулированные другой отраслью права, в административном праве недееспособности нет, положений о представительстве нет, соответственно, правоприменителю проще просто взять гражданский кодекс и применить его к административными правоотношениям
Есть некоторые группы отношений, где перемешиваются гражданско-правовые и административно-правовые – например специальный механизм размещения заказов для поставки товаров и выполнения работ и услуг для государственных нужд. Механизм заключения договора подробно урегулирован специальным законом и явно этот механизм носит административно-правовой характер. А вот заключаемый в итоге договор является гражданско-правовым.
Итог:
Сегодня на практике четкой границы нет, но исходя из общих принципов и представлений о предмете Административно-правового регулирования необходимо считать, что если участником отношений государственный орган (везде в конспекте указывается он, но это не обязательно – также лицо, выступающее от имени и по поручению государства (выше)) и если эти отношения связаны с выполнением публичных функций то эти отношения в корне административные.
Если говорить о зарубежной практике, где-то различать гражданское право и административное право даже не пытаются. Так, в Великобритании эта задача не ставится в силу нежесткой структурированности самой системы. Германия, Франция – здесь разграничение административного и гражданского права более четкое (потому что, например, в Германии, существуют разные системы судов, специальные административные суды применяют нормы административного права)
Административное и трудовое право Государственная служба – Кафедра трудового права до сих пор считает, что отношения государственной службы это отношения трудовые по природе своей, а Система законодательства уже такова, что ТК почти никак не регулирует эти отношения, соответственно область государственной службы де факто обособилась от воздействия частно - правовой по природе отрасли трудового права
Комплексные правовые отрасли.
Надо понимать, что, например в комправе нет никакого общего предмета и метода правового регулирования, потому что оно охватывает принципиально разные отношения (частные и публичные). Если оно охватывает публичные правоотношения, то его предмет и метод – это предмет и метод административного права (например, лицензирование предпринимательской деятельности – это однозначно предмет административно-правового регулирования)
Контакты info@scrpe.ru
Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
Сайт сделан scrpe.ru
© 2018-2024 SCRPE.RU