aau108582_scrpea.

Содержание административного правоотношения

Содержание административного правоотношения

Фактически

здесь не идет речи о субъективных

правах и обязанностях для одной из сторон правоотношения.

Ø     Для

властной стороны вместо субъективных прав имеются закрепленные в

законе или ином нормативном акте полномочия. Полномочиеэто право по отношению к частному лицу и обязанность по

отношению к государству.

Госорган создается для того, чтобы реализовывать властные полномочия, а значит его усмотрение никак не может охватывать

вопрос о том, исполнять или не исполнять полномочия (как это было бы с

осуществлением субъективных прав) (скажем налоговый орган не может  по своему усмотрению решать – собирать налоги

или нет. Он создан для того, чтобы их собирать).

Для властной стороны издание административных

распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно

реализовать по своему усмотрению), а как публично правовое полномочие – одновременно и право и

обязанность по отстаиванию публичных интересов.

 

Ø     Публичный

интерес

чаще всего делает частное лицо связанным теми правами, которые ему

предоставляются, они становятся еще и обязанностями. Лишь

в редких случаях административное право сохраняет диспозитивность (например

подача жалобы).

 

 

 

Виды Административных правоотношений (зеленый –

внутригосударственные отношения фиолетовый – между представителями государства

и частными лицами)

1)              

По составу субъектов

 

· Между государственными органами, в зависимости от

подчиненности органов - субординационные и координационные отношения.

 

· Между должностными лицами и сотрудниками одного

государственного органа. Отношения связаны с организацией работы

государственного органа и носят характер служебных

 

· Между государственными органами и подведомственными им государственными

учреждениями и государственными унитарными предприятиями (их не всегда

вспоминают, но они тоже безусловно являются административно-правовыми) (условно

говоря это тоже внутри государства. Формально они создаются от собственного

имени как самостоятельные юрлица, но Экономически ГУ и ГУПы создаются от лица

государства, потому что они основаны на государственной собственности,

государство определяет виды их деятельности)

 

· Между государственными органами и частными лицами(гражданами

и организациями), а также с неподведомственными этим органам

государственными учреждениями и гупами (самая логичная и очевидная

ситуация) Неподведомственные гос учреждения и гупы здесь выступают в отношениях

с гос органами как частные лица (например гу, который проверяется

санэпидемиологическим надзором)

 

· Отношения между государственными учреждениями и частными

лицами (-=-). Такие отношения могут носить и гражданско-правовой характер,

если в их основании лежит заключение договора

 

 

 

2)              

По цели, которая преследуется властным субъектом при

вступлении в правоотношение – регулятивные

и охранительные отношения.

Административное право характерно тем, что и регулятивные и охранительные

правоотношения носят административно-правовой характер. Это можно сказать исключение

в правовой системе, т. к гораздо чаще 

например регулятивные правоотношения возникают как гражданские,

семейные, трудовые и т. д. а охранительные – уже в рамках уголовного права,

административного права. В административном же праве непосредственно

создавался институт административной ответственности, для того чтобы и

реализация властных полномочий, и санкции за неисполнение властных предписаний

были сконцентрированы в рамках одной и той же области правового регулирования

 

3)              

По характеру властного воздействия отношения

государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут

быть властно-принудительными

и властно-предоставляющими

 

-

Нормы Административного Права определяют

1)

Статус участников административных правоотношений (компетенцию (понятие чуть более

широкое по сравнению с полномочием, включает еще функции и задачи) органов

государственной власти, формы и

порядок реализации властных полномочий)

2)

Формы

контроля за деятельностью органов и

должностных лиц государственной администрации

3)

Порядок

защиты прав частных лиц от неправомерного,

в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов

 

Особенностью

диспозиции Норм Административного Права выступает преобладание в них предписания

над дозволением (характерным для гражданского права) и запретом (характерным

для уголовного права) ...

 

 

Виды Норм Административного

Права:

 

-

регулятивные и охранительные

 

-материальные и процессуальные.

Внимание,

Не говорится о видах административных правоотношений.

Административное право характеризуется единством материальных и

процессуальных правоотношений. Нельзя говорить о разных самостоятельных

субъектах, содержании и вообще существовании вообще процессуальных

административных правоотношений. Административное правоотношение

едино по своей структуре и содержанию, но

регулируется оно двумя видами норм.

Материальная

норма определяет полномочие, 

процессуальная – порядок реализации этих полномочий

-

и проч.

 

1)              

Приоритет

прав и свобод человека и

гражданина над едиными социальными ценностями и непосредственное действие

прав и свобод.

Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть

обоснована, необходима и соразмерна. Применительно к АП эти критерии

касаются не издания, а применения законов.

 

2)              

Принцип

равенства перед законом. Государственная администрация должна

опираться на принцип формального равенства – в одинаковых случаях применять

одни нормы и толковать их в одинаковом смысле

3)              

Принцип

разделения властей (ст. 10 Конституции). Предполагает разграничение

функций и самостоятельность компетенции органов законодательной,

исполнительной и судебной власти: ограничение

нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный

характер ее деятельности. Предполагается, что нормотворчество и юрисдикционная деятельность для Исполнительной Власти нехарактерны.

 

4)              

Принцип

законности.

Предполагает не только Формальное

соответствие деятельности органов исполнительной власти полномочиям, вытекающим

из закона, но и ее соответствие по

содержанию тем законодательно установленным целям и задачам, для достижения и

выполнения которых она должны осуществляться.

Законность нужно понимать не в узко формальном смысле.

 

5)              

Принцип

судебного контроля за административной деятельностью. Действия и

решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть

проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя

и не с точки зрения их целесообразности (ПКС от

16.07.2004 №14-П)

Судебный контроль за юрисдикционной

деятельностью государственной администрации – должна быть предоставлена гарантия

судебного пересмотра административных действий (ПКС от 30.07.2001

№13-П, п. 5 мотивировочной части)

 

6)              

Принцип

единства системы государственной власти. Федеральные

органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по

предметам исключительного ведения и в пределах полномочий федеральных органов

по предметам совместного ведения …..(ст. 77)

 

7)              

В

экономической сфере – принципы поддержки конкуренции и свободы экономической

деятельности для частных лиц. Государственная администрация

может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты

публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный

принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться

как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей

(общедозволительный принцип)

 


Содержание административного правоотношения

Фактически

здесь не идет речи о субъективных

правах и обязанностях для одной из сторон правоотношения.

Ø     Для

властной стороны вместо субъективных прав имеются закрепленные в

законе или ином нормативном акте полномочия. Полномочиеэто право по отношению к частному лицу и обязанность по

отношению к государству.

Госорган создается для того, чтобы реализовывать властные полномочия, а значит его усмотрение никак не может охватывать

вопрос о том, исполнять или не исполнять полномочия (как это было бы с

осуществлением субъективных прав) (скажем налоговый орган не может  по своему усмотрению решать – собирать налоги

или нет. Он создан для того, чтобы их собирать).

Для властной стороны издание административных

распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно

реализовать по своему усмотрению), а как публично правовое полномочие – одновременно и право и

обязанность по отстаиванию публичных интересов.

 

Ø     Публичный

интерес

чаще всего делает частное лицо связанным теми правами, которые ему

предоставляются, они становятся еще и обязанностями. Лишь

в редких случаях административное право сохраняет диспозитивность (например

подача жалобы).

 

 

 

Виды Административных правоотношений (зеленый –

внутригосударственные отношения фиолетовый – между представителями государства

и частными лицами)

1)              

По составу субъектов

 

· Между государственными органами, в зависимости от

подчиненности органов - субординационные и координационные отношения.

 

· Между должностными лицами и сотрудниками одного

государственного органа. Отношения связаны с организацией работы

государственного органа и носят характер служебных

 

· Между государственными органами и подведомственными им государственными

учреждениями и государственными унитарными предприятиями (их не всегда

вспоминают, но они тоже безусловно являются административно-правовыми) (условно

говоря это тоже внутри государства. Формально они создаются от собственного

имени как самостоятельные юрлица, но Экономически ГУ и ГУПы создаются от лица

государства, потому что они основаны на государственной собственности,

государство определяет виды их деятельности)

 

· Между государственными органами и частными лицами(гражданами

и организациями), а также с неподведомственными этим органам

государственными учреждениями и гупами (самая логичная и очевидная

ситуация) Неподведомственные гос учреждения и гупы здесь выступают в отношениях

с гос органами как частные лица (например гу, который проверяется

санэпидемиологическим надзором)

 

· Отношения между государственными учреждениями и частными

лицами (-=-). Такие отношения могут носить и гражданско-правовой характер,

если в их основании лежит заключение договора

 

 

 

2)              

По цели, которая преследуется властным субъектом при

вступлении в правоотношение – регулятивные

и охранительные отношения.

Административное право характерно тем, что и регулятивные и охранительные

правоотношения носят административно-правовой характер. Это можно сказать исключение

в правовой системе, т. к гораздо чаще 

например регулятивные правоотношения возникают как гражданские,

семейные, трудовые и т. д. а охранительные – уже в рамках уголовного права,

административного права. В административном же праве непосредственно

создавался институт административной ответственности, для того чтобы и

реализация властных полномочий, и санкции за неисполнение властных предписаний

были сконцентрированы в рамках одной и той же области правового регулирования

 

3)              

По характеру властного воздействия отношения

государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут

быть властно-принудительными

и властно-предоставляющими

 

-

Нормы Административного Права определяют

1)

Статус участников административных правоотношений (компетенцию (понятие чуть более

широкое по сравнению с полномочием, включает еще функции и задачи) органов

государственной власти, формы и

порядок реализации властных полномочий)

2)

Формы

контроля за деятельностью органов и

должностных лиц государственной администрации

3)

Порядок

защиты прав частных лиц от неправомерного,

в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов

 

Особенностью

диспозиции Норм Административного Права выступает преобладание в них предписания

над дозволением (характерным для гражданского права) и запретом (характерным

для уголовного права) ...

 

 

Виды Норм Административного

Права:

 

-

регулятивные и охранительные

 

-материальные и процессуальные.

Внимание,

Не говорится о видах административных правоотношений.

Административное право характеризуется единством материальных и

процессуальных правоотношений. Нельзя говорить о разных самостоятельных

субъектах, содержании и вообще существовании вообще процессуальных

административных правоотношений. Административное правоотношение

едино по своей структуре и содержанию, но

регулируется оно двумя видами норм.

Материальная

норма определяет полномочие, 

процессуальная – порядок реализации этих полномочий

-

и проч.

 

1)              

Приоритет

прав и свобод человека и

гражданина над едиными социальными ценностями и непосредственное действие

прав и свобод.

Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть

обоснована, необходима и соразмерна. Применительно к АП эти критерии

касаются не издания, а применения законов.

 

2)              

Принцип

равенства перед законом. Государственная администрация должна

опираться на принцип формального равенства – в одинаковых случаях применять

одни нормы и толковать их в одинаковом смысле

3)              

Принцип

разделения властей (ст. 10 Конституции). Предполагает разграничение

функций и самостоятельность компетенции органов законодательной,

исполнительной и судебной власти: ограничение

нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный

характер ее деятельности. Предполагается, что нормотворчество и юрисдикционная деятельность для Исполнительной Власти нехарактерны.

 

4)              

Принцип

законности.

Предполагает не только Формальное

соответствие деятельности органов исполнительной власти полномочиям, вытекающим

из закона, но и ее соответствие по

содержанию тем законодательно установленным целям и задачам, для достижения и

выполнения которых она должны осуществляться.

Законность нужно понимать не в узко формальном смысле.

 

5)              

Принцип

судебного контроля за административной деятельностью. Действия и

решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть

проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя

и не с точки зрения их целесообразности (ПКС от

16.07.2004 №14-П)

Судебный контроль за юрисдикционной

деятельностью государственной администрации – должна быть предоставлена гарантия

судебного пересмотра административных действий (ПКС от 30.07.2001

№13-П, п. 5 мотивировочной части)

 

6)              

Принцип

единства системы государственной власти. Федеральные

органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по

предметам исключительного ведения и в пределах полномочий федеральных органов

по предметам совместного ведения …..(ст. 77)

 

7)              

В

экономической сфере – принципы поддержки конкуренции и свободы экономической

деятельности для частных лиц. Государственная администрация

может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты

публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный

принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться

как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей

(общедозволительный принцип)