Полномочие – это право по отношению к частному лицу и обязанность по отношению к государству.
Госорган создается для того, чтобы реализовывать властные полномочия, а значит его усмотрение никак не может охватывать вопрос о том, исполнять или не исполнять полномочия (как это было бы с осуществлением субъективных прав) (скажем налоговый орган не может по своему усмотрению решать – собирать налоги или нет. Он создан для того, чтобы их собирать). Для властной стороны издание административных распоряжений выступает не как субъективное право (которое можно реализовать по своему усмотрению), а как публично правовое полномочие – одновременно и право и обязанность по отстаиванию публичных интересов.
Публичный интерес чаще всего делает частное лицо связанным теми правами, которые ему предоставляются, они становятся еще и обязанностями. Лишь в редких случаях административное право сохраняет диспозитивность (например подача жалобы).
Виды Административных правоотношений (зеленый – внутригосударственные отношения фиолетовый – между представителями государства и частными лицами)
1) По составу субъектов
· Между государственными органами, в зависимости от подчиненности органов - субординационные и координационные отношения.
· Между должностными лицами и сотрудниками одного государственного органа. Отношения связаны с организацией работы государственного органа и носят характер служебных
· Между государственными органами и подведомственными им государственными
учреждениями и государственными унитарными предприятиями (их не всегда вспоминают, но они тоже безусловно являются административно-правовыми) (условно
говоря это тоже внутри государства. Формально они создаются от собственного имени как самостоятельные юрлица, но Экономически ГУ и ГУПы создаются от лица государства, потому что они основаны на государственной собственности, государство определяет виды их деятельности)
· Между государственными органами и частными лицами(гражданами и организациями), а также с неподведомственными этим органам государственными учреждениями и гупами (самая логичная и очевидная ситуация) Неподведомственные гос учреждения и гупы здесь выступают в отношениях с гос органами как частные лица (например гу, который проверяется санэпидемиологическим надзором)
· Отношения между государственными учреждениями и частными лицами (-=-). Такие отношения могут носить и гражданско-правовой характер, если в их основании лежит заключение договора
2) По цели, которая преследуется властным субъектом при вступлении в правоотношение – регулятивные и охранительные отношения.
Административное право характерно тем, что и регулятивные и охранительные
правоотношения носят административно-правовой характер. Это можно сказать исключение в правовой системе, т. к гораздо чаще например регулятивные правоотношения возникают как гражданские, семейные, трудовые и т. д. а охранительные – уже в рамках уголовного права, административного права. В административном же праве непосредственно создавался институт административной ответственности, для того чтобы и реализация властных полномочий, и санкции за неисполнение властных предписаний были сконцентрированы в рамках одной и той же области правового регулирования
3) По характеру властного воздействия отношения государственных органов и государственных учреждений с частными лицами могут быть властно-принудительными и властно-предоставляющими
Нормы Административного Права определяют
1) Статус участников административных правоотношений (компетенцию (понятие чуть более широкое по сравнению с полномочием, включает еще функции и задачи) органов государственной власти, формы и порядок реализации властных полномочий)
2) Формы контроля за деятельностью органов и должностных лиц государственной администрации
3) Порядок защиты прав частных лиц от неправомерного, в том числе необоснованного вмешательства со стороны государственных органов
Особенностью диспозиции Норм Административного Права выступает преобладание в них предписания над дозволением (характерным для гражданского права) и запретом (характерным для уголовного права) ...
Виды Норм Административного
Права:
-регулятивные и охранительные
-материальные и процессуальные.
Внимание,
Не говорится о видах административных правоотношений.
Административное право характеризуется единством материальных и
процессуальных правоотношений. Нельзя говорить о разных самостоятельных
субъектах, содержании и вообще существовании вообще процессуальных
административных правоотношений. Административное правоотношение
едино по своей структуре и содержанию, но регулируется оно двумя видами норм.
Материальная норма определяет полномочие, процессуальная – порядок реализации этих полномочий -и проч.
1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина над едиными социальными ценностями и непосредственное действие прав и свобод. Реализация принудительных полномочий государственных органов должна быть обоснована, необходима и соразмерна. Применительно к АП эти критерии касаются не издания, а применения законов.
2) Принцип равенства перед законом. Государственная администрация должна опираться на принцип формального равенства – в одинаковых случаях применять одни нормы и толковать их в одинаковом смысле
3) Принцип разделения властей (ст. 10 Конституции). Предполагает разграничение функций и самостоятельность компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти: ограничение нормотворчества и юрисдикции исполнительной власти, а также подзаконный характер ее деятельности. Предполагается, что нормотворчество и юрисдикционная деятельность для Исполнительной Власти нехарактерны.
4) Принцип законности.
Предполагает не только Формальное соответствие деятельности органов исполнительной власти полномочиям, вытекающим из закона, но и ее соответствие по содержанию тем законодательно установленным целям и задачам, для достижения и выполнения которых она должны осуществляться.
Законность нужно понимать не в узко формальном смысле.
5) Принцип судебного контроля за административной деятельностью. Действия и
решения органов и должностных лиц государственной администрации могут быть проверены с точки зрения их формальной законности и обоснованности, хотя и не с точки зрения их целесообразности (ПКС от 16.07.2004 №14-П)
Судебный контроль за юрисдикционной деятельностью государственной администрации – должна быть предоставлена гарантия судебного пересмотра административных действий (ПКС от 30.07.2001 №13-П, п. 5 мотивировочной части)
6) Принцип единства системы государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам исключительного ведения и в пределах полномочий федеральных органов по предметам совместного ведения …..(ст. 77)
7) В экономической сфере – принципы поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности для частных лиц. Государственная администрация может осуществлять ту или иную деятельность лишь в случае необходимости защиты публичных интересов, в ограниченных законом областях (общезапретительный принцип), а для частных лиц, напротив, ограничения их свободы могут устанавливаться
как исключение – для защиты конституционно значимых ценностей (общедозволительный принцип)
Контакты info@scrpe.ru
Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
Сайт сделан scrpe.ru
© 2018-2025 SCRPE.RU