aau108582_scrpea.

Административные правоотношения

Административные правоотношения

Признаки Административных

правоотношений:

1)              

Состав участников этих отношенийодин из

участников представляет государство (орган исполнительной власти или любое лицо,

действующее от имени государства и не входящее в структуру органов

исполнительной власти (центробанк, управление пенсионного фонда, Госкорпорации,(Росатом).

КС:  публичные функции могут быть

делегированы даже частным лицам.

 

2)              

Объект отношений - реализация публично-правовых функций

государства.  Классическое представление об Административных

правоотношениях предполагает, что они возникают по поводу реализации публичной

власти, властных полномочий, которые

понимаются как возможность одного определять поведение другого (т.е власть

в таком понимании носит принудительный характер). Сегодня мы видим, что это не

совсем точно определяет пределы административных правоотношений. Кроме такой принудительной власти государство может реализовывать

публичные функции и путем распоряжения материальными

ресурсами, находящимися в его руках (государственный орган принимает

решение о назначении пенсии гражданину – здесь никакого предписания нет, вряд ли

кто-то заставит получать пенсию). Здесь нет принудительного определения

поведения, но власть есть – одному дадим, другому не дадим. Власть здесь носит

не принудительный, а скорее предоставительный

характер.

 

 

Сегодня

господствует концепция 2-х основных видов деятельности

государства:

контрольно-надзорная

деятельность по оказанию государственных услуг (государственные

услуги – это как раз выполнение государственных функций не с помощью

принудительных, а с помощью предоставительных

властных полномочий). Поэтому мы не можем сужать второй признак только

до реализации властных принудительных полномочий, мы должны его формулировать

более широко как реализацию публично-правовых функций государства

 

3)    

В основе любых

административных правоотношений лежит публичный интерес. Этот признак

Административного правоотношения в определенных ситуациях может быть

эффективным критерием разграничения административных и, например, гражданских

правоотношений. Именно публичный интерес выступает конституционно-правовой основой для властно-принудительных полномочий.

Частное лицо отстаивает и реализует в своих действиях частный интерес,

государственный орган(лицо, действующее от имени государства) – публичный

интерес и несмотря на то, что КС РФ любит говорить о балансе интересов,  в

реальности публичному интересу отдается приоритет, он требует подчинения себе à Поэтому государственные органы (лица, действующие от

имени государства) имеют возможность подчинить интерес частный, дабы защитить

публичный интерес – в этом конституционно-правовая основа любых властных

полномочий.

 

В действиях лица, действующего от имени

государства, реализуется публичный интерес, требующий подчинения ему. Этот интерес предопределяет неравное положение

сторон.

 

 

 

Основание возникновения административных правоотношений, как правило - сложный

юридический состав:

1)      

Материально-правовое основаниесобытия либо действия

(правомерные или неправомерные) – то, что реально влечет возникновение

правоотношения

2)      

Формально-правовое основаниесовершение действий, юридически

закрепляющих (констатирующих) наступление материально-правового основания

– это  формальное закрепление

представляет собой отдельную форму административно-правовых действий

 

 

В

отличие от конституционного права , для АП не характерно

участие в отношениях  государства в целом,

оно представляется конкретными органами, а конкретные органы представляются конкретными должностными

лицами

 

- государственные

органы

 

-должностные лица и

служащие

 

-государственные

организации

(учреждения и предприятия) – долгое время в круг субъектов административных

правоотношений не включались. Это было следствием того, что АП рассматривались

более узко, чем сейчас, в частности власть признавалась только принудительного

характера, а такая власть принадлежит только органам государственной власти.

Учреждения

и предприятия фигурируют в административных правоотношениях когда речь идет

например об оказании государственных услуг.

 

- частные лица – граждане

(граждане РФ, иностранцы и апатриды)

 

-

коллективные

объединения граждан – общественные объединения (в том числе не имеющие

статуса юридического лица), коммерческие и некоммерческие организации

 

 

В

административном праве характерно разграничение не на граждан и юридических

лиц, а

на индивидуальных и

коллективных субъектов (в определенных случаях статус юрлица не

требутся для вступления )

Объект

– реализация публично-правовых функций государства


Административные правоотношения

Признаки Административных

правоотношений:

1)              

Состав участников этих отношенийодин из

участников представляет государство (орган исполнительной власти или любое лицо,

действующее от имени государства и не входящее в структуру органов

исполнительной власти (центробанк, управление пенсионного фонда, Госкорпорации,(Росатом).

КС:  публичные функции могут быть

делегированы даже частным лицам.

 

2)              

Объект отношений - реализация публично-правовых функций

государства.  Классическое представление об Административных

правоотношениях предполагает, что они возникают по поводу реализации публичной

власти, властных полномочий, которые

понимаются как возможность одного определять поведение другого (т.е власть

в таком понимании носит принудительный характер). Сегодня мы видим, что это не

совсем точно определяет пределы административных правоотношений. Кроме такой принудительной власти государство может реализовывать

публичные функции и путем распоряжения материальными

ресурсами, находящимися в его руках (государственный орган принимает

решение о назначении пенсии гражданину – здесь никакого предписания нет, вряд ли

кто-то заставит получать пенсию). Здесь нет принудительного определения

поведения, но власть есть – одному дадим, другому не дадим. Власть здесь носит

не принудительный, а скорее предоставительный

характер.

 

 

Сегодня

господствует концепция 2-х основных видов деятельности

государства:

контрольно-надзорная

деятельность по оказанию государственных услуг (государственные

услуги – это как раз выполнение государственных функций не с помощью

принудительных, а с помощью предоставительных

властных полномочий). Поэтому мы не можем сужать второй признак только

до реализации властных принудительных полномочий, мы должны его формулировать

более широко как реализацию публично-правовых функций государства

 

3)    

В основе любых

административных правоотношений лежит публичный интерес. Этот признак

Административного правоотношения в определенных ситуациях может быть

эффективным критерием разграничения административных и, например, гражданских

правоотношений. Именно публичный интерес выступает конституционно-правовой основой для властно-принудительных полномочий.

Частное лицо отстаивает и реализует в своих действиях частный интерес,

государственный орган(лицо, действующее от имени государства) – публичный

интерес и несмотря на то, что КС РФ любит говорить о балансе интересов,  в

реальности публичному интересу отдается приоритет, он требует подчинения себе à Поэтому государственные органы (лица, действующие от

имени государства) имеют возможность подчинить интерес частный, дабы защитить

публичный интерес – в этом конституционно-правовая основа любых властных

полномочий.

 

В действиях лица, действующего от имени

государства, реализуется публичный интерес, требующий подчинения ему. Этот интерес предопределяет неравное положение

сторон.

 

 

 

Основание возникновения административных правоотношений, как правило - сложный

юридический состав:

1)      

Материально-правовое основаниесобытия либо действия

(правомерные или неправомерные) – то, что реально влечет возникновение

правоотношения

2)      

Формально-правовое основаниесовершение действий, юридически

закрепляющих (констатирующих) наступление материально-правового основания

– это  формальное закрепление

представляет собой отдельную форму административно-правовых действий

 

 

В

отличие от конституционного права , для АП не характерно

участие в отношениях  государства в целом,

оно представляется конкретными органами, а конкретные органы представляются конкретными должностными

лицами

 

- государственные

органы

 

-должностные лица и

служащие

 

-государственные

организации

(учреждения и предприятия) – долгое время в круг субъектов административных

правоотношений не включались. Это было следствием того, что АП рассматривались

более узко, чем сейчас, в частности власть признавалась только принудительного

характера, а такая власть принадлежит только органам государственной власти.

Учреждения

и предприятия фигурируют в административных правоотношениях когда речь идет

например об оказании государственных услуг.

 

- частные лица – граждане

(граждане РФ, иностранцы и апатриды)

 

-

коллективные

объединения граждан – общественные объединения (в том числе не имеющие

статуса юридического лица), коммерческие и некоммерческие организации

 

 

В

административном праве характерно разграничение не на граждан и юридических

лиц, а

на индивидуальных и

коллективных субъектов (в определенных случаях статус юрлица не

требутся для вступления )

Объект

– реализация публично-правовых функций государства