aau108582_scrpea.

Юридическая ответственность иностранных граждан

Юридическая ответственность иностранных граждан

В традиционном понимании юридическая ответственность

представляет собой применение к правонарушителю мер принуждения личного,

имущественного, организационного и иного характера. Рассматривая юридическую

ответственность иностранных граждан, следует выделять ответственность,

наступающую за преступления (уголовная) и за правонарушения (административная,

гражданско-правовая и иная).

Ч. 1 ст.  11

Уголовного кодекса РФ устанавливает: «Лицо совершившее преступление на

территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по

настоящему Кодексу».[1]

Термин «лицо» указывает на независимость наступления уголовной ответственности

от наличия или отсутствия гражданства РФ. Однако иностранные граждане не всегда

подлежат ответственности по УК РФ. Так, согласно ч. 4 указанной выше статьи «Вопрос

об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных

государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения

этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в

соответствии с нормами международного права». Под иммунитетом принято понимать исключительное

право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим

особое положение. Следует выделить:

1.     Иммунитет главы дипломатического представительства и

дипломатических агентов. Согласно ч. 1 ст. 31 Венской конвенции о

дипломатических сношениях 1961 г. дипломатический агент, т. е. глава представительства или член дипломатического персонала

представительства,  пользуется

иммунитетом от уголовной ответственности.[2]

Данным иммунитетом также обладают члены семьи дипломатического агента и члены

административно-технического персонала представительства, включая членов их

семей, живущих вместе с ним и не являющихся гражданами государства пребывания.

2.     Иммунитет консульских должностных лиц и иных

сотрудников консульских учреждений. Объем их уголовно-правового иммунитета

значительно меньше, чем у первой группы: они не подлежат аресту, ни предварительному

заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей

в случае совершения тяжких преступлений.

3.     Иммунитет персонала международных организаций. Такой

организацией является, например, Организация Объединенных Наций. В соответствии

со ст. 105 Устава ООН 1945 г. «представители Членов Организации и ее

должностные лица пользуются иммунитетами, которые необходимы для

самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью

Организации».[3]

4.     Иммунитет персонала специальных миссий. Данный

иммунитет по своей сути аналогичен иммунитету дипломатического агента.

Вышеперечисленные лица могут быть

привлечены к уголовной ответственности судебным органом страны пребывания

только при наличии согласия государства, интересы которого они выражают.

Случаи привлечения иностранных граждан

к уголовной ответственности:

1.         

При совершении

предусмотренных Уголовным кодексом преступлений на территории Российской

федерации.

2.         

При совершении

преступления вне территории РФ иностранцами, имеющими вид на жительство в

России, если данное деяние квалифицировано как преступное в государстве, где

оно было совершено, и лицо не понесло за него ответственности. Данное деяние

должно быть преступным не только по иностранному законодательству, но и по

российскому.

3.         

При совершении

преступления, направленного против интересов Российской Федерации, если лица,

его совершившие, не были привлечены к ответственности в иностранном

государстве.

4.         

При наличии

оснований, вытекающих из международных договоров РФ. Так, согласно ратифицированной

РФ Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. «Каждое

государство-участник принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми …

для установления за преступления соответствующих наказаний с учетом тяжкого

характера этих преступлений».[4]

Данное правило обеспечивает возможность борьбы с преступлениями международного

характера (угон воздушных судов, терроризм, преступления в сфере незаконного

оборота наркотиков).

Ч. 2 ст. 13 Уголовного кодекса РФ

предусматривает возможность выдачи иностранного гражданина или лица без

гражданства, совершившего преступление вне пределов РФ и находящегося на

территории РФ, иностранному государству для привлечения к уголовной

ответственности. Нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, а именно статья

462, предусматривают возможность выдачи в следующих случаях:

1.     если уголовный закон предусматривает наказание в виде

лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда

выдача лица производится для уголовного преследования;

2.     если лицо, в отношении которого направлен запрос о

выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более

тяжкому наказанию.[5]

Выдача осуществляется в соответствии с

международным договором и на основе принципа взаимности. Решение о выдаче

принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель, оно вступает в силу

через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято.

Иностранные граждане и лица без

гражданства могут быть привлечены к административной ответственности,

предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях, при нарушении

ими режима пребывания в РФ, установленного федеральным законодательством.[6]

Помимо мер административного наказания, предусмотренных для граждан РФ

(предупреждение, штраф), к иностранным гражданам может быть применено

административное выдворение. КоАП определяет данный вид наказания как принудительное

и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через

Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, контролируемый

самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской

Федерации. Назначается судом либо

должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации, а

также органами внутренних дел за такие деяния, как:

1.     совершение противоправных действий, идущих в разрез с

интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной

границы или охраны общественного порядка;

2.     в случае необходимости охраны здоровья и

нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской

Федерации и других лиц;

3.     также если грубо нарушалось законодательство о

правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное,

валютное или иное российское законодательство.[7]

Исходя из ст. 27 ФЗ «О порядке выезда

из РФ и въезда в РФ», срок выдворения составляет пять лет.[8]

Указанная санкция не может применяться к военнослужащим – иностранным

гражданам.

Следует различать административное

выдворение и депортацию. Депортация. Под депортацией понимается принудительная

высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации

в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего

пребывания (проживания) в Российской Федерации. Основаниями применения

депортации выступают нарушения установленных федеральным законодательством

временных рамок:

 - если срок проживания или временного

пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный

иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех

дней;

 - если разрешение на временное проживание или

вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный

иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение

пятнадцати дней.

Депортацию производит федеральный орган

исполнительной власти. Оплачивает процедуру сам 

депортируемый, а при отсутствии у него средств, пригласившая

организация, дипломатическое представительство или консульское учреждение

государства, гражданином которого считается депортируемый.

До момента выдворения или депортации

иностранцы могут содержаться в специальном учреждении органа исполнительной

власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю,

надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Таким образом,

предусматривается ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных

граждан, при соблюдении принципов законности, равенства, гуманизма, личной

безопасности и др.

Таким образом, иностранный гражданин,

являясь на территории РФ субъектом правоотношений и обладая специальным

правовым статусом, при совершении им противоправных деяний подлежит привлечению

к юридической ответственности. Но, учитывая, что на иностранного гражданина

одновременно распространяется действие нормативно - правовых актов государства,

чье гражданство он имеет, а также государства, на территории которого находится

в данный момент, при применении определенных мер уголовной или административной

ответственности к данному лицу Российская Федерация осуществляет необходимое

международное сотрудничество. Также, следует отметить, что необходимость

государства защищать свои интересы, безопасность и суверенитет приводит к

расширению институтов ответственности иностранцев.


Юридическая ответственность иностранных граждан

В традиционном понимании юридическая ответственность

представляет собой применение к правонарушителю мер принуждения личного,

имущественного, организационного и иного характера. Рассматривая юридическую

ответственность иностранных граждан, следует выделять ответственность,

наступающую за преступления (уголовная) и за правонарушения (административная,

гражданско-правовая и иная).

Ч. 1 ст.  11

Уголовного кодекса РФ устанавливает: «Лицо совершившее преступление на

территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по

настоящему Кодексу».[1]

Термин «лицо» указывает на независимость наступления уголовной ответственности

от наличия или отсутствия гражданства РФ. Однако иностранные граждане не всегда

подлежат ответственности по УК РФ. Так, согласно ч. 4 указанной выше статьи «Вопрос

об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных

государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения

этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в

соответствии с нормами международного права». Под иммунитетом принято понимать исключительное

право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим

особое положение. Следует выделить:

1.     Иммунитет главы дипломатического представительства и

дипломатических агентов. Согласно ч. 1 ст. 31 Венской конвенции о

дипломатических сношениях 1961 г. дипломатический агент, т. е. глава представительства или член дипломатического персонала

представительства,  пользуется

иммунитетом от уголовной ответственности.[2]

Данным иммунитетом также обладают члены семьи дипломатического агента и члены

административно-технического персонала представительства, включая членов их

семей, живущих вместе с ним и не являющихся гражданами государства пребывания.

2.     Иммунитет консульских должностных лиц и иных

сотрудников консульских учреждений. Объем их уголовно-правового иммунитета

значительно меньше, чем у первой группы: они не подлежат аресту, ни предварительному

заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей

в случае совершения тяжких преступлений.

3.     Иммунитет персонала международных организаций. Такой

организацией является, например, Организация Объединенных Наций. В соответствии

со ст. 105 Устава ООН 1945 г. «представители Членов Организации и ее

должностные лица пользуются иммунитетами, которые необходимы для

самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью

Организации».[3]

4.     Иммунитет персонала специальных миссий. Данный

иммунитет по своей сути аналогичен иммунитету дипломатического агента.

Вышеперечисленные лица могут быть

привлечены к уголовной ответственности судебным органом страны пребывания

только при наличии согласия государства, интересы которого они выражают.

Случаи привлечения иностранных граждан

к уголовной ответственности:

1.         

При совершении

предусмотренных Уголовным кодексом преступлений на территории Российской

федерации.

2.         

При совершении

преступления вне территории РФ иностранцами, имеющими вид на жительство в

России, если данное деяние квалифицировано как преступное в государстве, где

оно было совершено, и лицо не понесло за него ответственности. Данное деяние

должно быть преступным не только по иностранному законодательству, но и по

российскому.

3.         

При совершении

преступления, направленного против интересов Российской Федерации, если лица,

его совершившие, не были привлечены к ответственности в иностранном

государстве.

4.         

При наличии

оснований, вытекающих из международных договоров РФ. Так, согласно ратифицированной

РФ Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. «Каждое

государство-участник принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми …

для установления за преступления соответствующих наказаний с учетом тяжкого

характера этих преступлений».[4]

Данное правило обеспечивает возможность борьбы с преступлениями международного

характера (угон воздушных судов, терроризм, преступления в сфере незаконного

оборота наркотиков).

Ч. 2 ст. 13 Уголовного кодекса РФ

предусматривает возможность выдачи иностранного гражданина или лица без

гражданства, совершившего преступление вне пределов РФ и находящегося на

территории РФ, иностранному государству для привлечения к уголовной

ответственности. Нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, а именно статья

462, предусматривают возможность выдачи в следующих случаях:

1.     если уголовный закон предусматривает наказание в виде

лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда

выдача лица производится для уголовного преследования;

2.     если лицо, в отношении которого направлен запрос о

выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более

тяжкому наказанию.[5]

Выдача осуществляется в соответствии с

международным договором и на основе принципа взаимности. Решение о выдаче

принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель, оно вступает в силу

через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято.

Иностранные граждане и лица без

гражданства могут быть привлечены к административной ответственности,

предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях, при нарушении

ими режима пребывания в РФ, установленного федеральным законодательством.[6]

Помимо мер административного наказания, предусмотренных для граждан РФ

(предупреждение, штраф), к иностранным гражданам может быть применено

административное выдворение. КоАП определяет данный вид наказания как принудительное

и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через

Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а

в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, контролируемый

самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской

Федерации. Назначается судом либо

должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации, а

также органами внутренних дел за такие деяния, как:

1.     совершение противоправных действий, идущих в разрез с

интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной

границы или охраны общественного порядка;

2.     в случае необходимости охраны здоровья и

нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской

Федерации и других лиц;

3.     также если грубо нарушалось законодательство о

правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное,

валютное или иное российское законодательство.[7]

Исходя из ст. 27 ФЗ «О порядке выезда

из РФ и въезда в РФ», срок выдворения составляет пять лет.[8]

Указанная санкция не может применяться к военнослужащим – иностранным

гражданам.

Следует различать административное

выдворение и депортацию. Депортация. Под депортацией понимается принудительная

высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации

в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего

пребывания (проживания) в Российской Федерации. Основаниями применения

депортации выступают нарушения установленных федеральным законодательством

временных рамок:

 - если срок проживания или временного

пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный

иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех

дней;

 - если разрешение на временное проживание или

вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный

иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение

пятнадцати дней.

Депортацию производит федеральный орган

исполнительной власти. Оплачивает процедуру сам 

депортируемый, а при отсутствии у него средств, пригласившая

организация, дипломатическое представительство или консульское учреждение

государства, гражданином которого считается депортируемый.

До момента выдворения или депортации

иностранцы могут содержаться в специальном учреждении органа исполнительной

власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю,

надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Таким образом,

предусматривается ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных

граждан, при соблюдении принципов законности, равенства, гуманизма, личной

безопасности и др.

Таким образом, иностранный гражданин,

являясь на территории РФ субъектом правоотношений и обладая специальным

правовым статусом, при совершении им противоправных деяний подлежит привлечению

к юридической ответственности. Но, учитывая, что на иностранного гражданина

одновременно распространяется действие нормативно - правовых актов государства,

чье гражданство он имеет, а также государства, на территории которого находится

в данный момент, при применении определенных мер уголовной или административной

ответственности к данному лицу Российская Федерация осуществляет необходимое

международное сотрудничество. Также, следует отметить, что необходимость

государства защищать свои интересы, безопасность и суверенитет приводит к

расширению институтов ответственности иностранцев.