Логотип
Логотип

Вход

Юридическая ответственность иностранных граждан

В традиционном понимании юридическая ответственность

представляет собой применение к правонарушителю мер принуждения личного, имущественного, организационного и иного характера. Рассматривая юридическую ответственность иностранных граждан, следует выделять ответственность, наступающую за преступления (уголовная) и за правонарушения (административная,

гражданско-правовая и иная).

Ч. 1 ст. 11

Уголовного кодекса РФ устанавливает: «Лицо совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу».[1]

Термин «лицо» указывает на независимость наступления уголовной ответственности от наличия или отсутствия гражданства РФ. Однако иностранные граждане не всегда подлежат ответственности по УК РФ. Так, согласно ч. 4 указанной выше статьи «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». Под иммунитетом принято понимать исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение. Следует выделить:

1. Иммунитет главы дипломатического представительства и дипломатических агентов. Согласно ч. 1 ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. дипломатический агент, т. е. глава представительства или член дипломатического персонала представительства, пользуется иммунитетом от уголовной ответственности.[2]

Данным иммунитетом также обладают члены семьи дипломатического агента и члены административно-технического персонала представительства, включая членов их семей, живущих вместе с ним и не являющихся гражданами государства пребывания.

2. Иммунитет консульских должностных лиц и иных сотрудников консульских учреждений. Объем их уголовно-правового иммунитета значительно меньше, чем у первой группы: они не подлежат аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

3. Иммунитет персонала международных организаций. Такой организацией является, например, Организация Объединенных Наций. В соответствии со ст. 105 Устава ООН 1945 г. «представители Членов Организации и ее должностные лица пользуются иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций,

связанных с деятельностью

Организации».[3]

4. Иммунитет персонала специальных миссий. Данный иммунитет по своей сути аналогичен иммунитету дипломатического агента.

Вышеперечисленные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности судебным органом страны пребывания только при наличии согласия государства, интересы которого они выражают.

Случаи привлечения иностранных граждан к уголовной ответственности:

1. При совершении предусмотренных Уголовным кодексом преступлений на территории Российской федерации.

2. При совершении преступления вне территории РФ иностранцами, имеющими вид на жительство в России, если данное деяние квалифицировано как преступное в государстве, где оно было совершено, и лицо не понесло за него ответственности. Данное деяние должно быть преступным не только по иностранному законодательству, но и по российскому.

3. При совершении преступления, направленного против интересов Российской Федерации, если лица, его совершившие, не были привлечены к ответственности в иностранном государстве.

4. При наличии оснований, вытекающих из международных договоров РФ. Так, согласно ратифицированной РФ Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. «Каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми … для установления за преступления соответствующих наказаний с учетом тяжкого характера этих преступлений».[4]

Данное правило обеспечивает возможность борьбы с преступлениями международного характера (угон воздушных судов, терроризм, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков).

Ч. 2 ст. 13 Уголовного кодекса РФ предусматривает возможность выдачи иностранного гражданина или лица без гражданства, совершившего преступление вне пределов РФ и находящегося на территории РФ, иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности. Нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ, а именно статья 462, предусматривают возможность выдачи в следующих случаях:

1. Если уголовный закон предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2. Если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.[5]

Выдача осуществляется в соответствии с международным договором и на основе принципа взаимности. Решение о выдаче принимает Генеральный прокурор РФ или его заместитель, оно вступает в силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной Кодексом РФ об административных правонарушениях, при нарушении ими режима пребывания в РФ,

установленного федеральным законодательством.[6]

Помимо мер административного наказания, предусмотренных для граждан РФ (предупреждение, штраф), к иностранным гражданам может быть применено административное выдворение. КоАП определяет данный вид наказания как принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. Назначается судом либо должностными лицами органов и войск пограничной службы Российской Федерации, а также органами внутренних дел за такие деяния, как:

1. Совершение противоправных действий, идущих в разрез с интересами обеспечения государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка;

2. В случае необходимости охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц;

3. Также если грубо нарушалось законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное российское законодательство.[7]

Исходя из ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», срок выдворения составляет пять лет.[8] Указанная санкция не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

Следует различать административное выдворение и депортацию. Депортация. Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Основаниями применения депортации выступают нарушения установленных федеральным законодательством временных рамок:

- если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней;

- если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Депортацию производит федеральный орган исполнительной власти. Оплачивает процедуру сам депортируемый, а при отсутствии у него средств, пригласившая организация, дипломатическое представительство или консульское учреждение государства, гражданином которого считается депортируемый.

До момента выдворения или депортации иностранцы могут содержаться в специальном учреждении органа исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции, функции по контролю,

надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Таким образом, предусматривается ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, при соблюдении принципов законности, равенства, гуманизма, личной безопасности и др.

Таким образом, иностранный гражданин, являясь на территории РФ субъектом правоотношений и обладая специальным правовым статусом, при совершении им противоправных деяний подлежит привлечению к юридической ответственности. Но, учитывая, что на иностранного гражданина одновременно распространяется действие нормативно - правовых актов государства, чье гражданство он имеет, а также государства, на территории которого находится в данный момент, при применении определенных мер уголовной или административной ответственности к данному лицу Российская Федерация осуществляет необходимое международное сотрудничество. Также, следует отметить, что необходимость государства защищать свои интересы, безопасность и суверенитет приводит к расширению институтов ответственности иностранцев.

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru

© 2018-2022 SCRPE.RU