Логотип
Логотип
Вход

Право в послевоенный период 1945-1953.

В первые послевоенные годы был осуществлен ряд изменений в советской политической системе. - Прежде всего, ликвидировались органы, созданные в военное время. Был упразднен ГКО, а его дела передавались в СНК СССР. - В январе 1946 г. накануне первых после войны выборов для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз – депутатом Верховного Совета СССР мог стать гражданин, достигший ко дню выборов возраста 23 лет, а депутатом Верховных Советов союзных и автономных республик – 21 года (по Конституции СССР 1936 г. возрастной порог в обоих случаях составлял 18 лет). - 15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а народных комиссариатов – в министерства. - 25 февраля 1947 г. при палатах Верховного Совета СССР были образованы комиссии законодательных предположений, которые должны были заниматься предварительным рассмотрением и подготовкой законопроектов, вносившихся на утверждение Верховного Совета. Они наделялись правом законодательной инициативы и созывались по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. - Определенные изменения после окончания войны произошли и в системе правоохранительных органов. В местностях, где ранее объявлялось военное положение, восстанавливалась обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. После отмены военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в линейные и окружные суды. - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. был установлен более высокий возрастной ценз для народных судей и народных заседателей: он стал составлять 23 года. - По Закону от 19 марта 1946 г. Прокурор СССР стал именоваться Генеральным прокурором СССР. Изменения в праве: В данный исторический период продолжали действовать основные законодательные акты довоенной эпохи, а правотворческая деятельность органов государственной власти была призвана обеспечить быстрое восстановление народного хозяйства страны и переход к мирной жизни. ГП: В условиях послевоенной разрухи одной из основных социальных проблем стала нехватка жилья. Государство не могло выделить необходимого количества ресурсов на жилищное строительство. В такой ситуации законодатель принял решение привлечь в эту сферу средства населения. Им стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство жилых домов», а также конкретизирующее его постановление Совета Министров СССР. В соответствии с данными актами граждане 133 имели право построить или купить на праве личной собственности жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти и общей площадью до 60 кв. м. СП В семейном праве в первые послевоенные годы продолжало действовать прежнее законодательство, в том числе и печально известный Указ от 8 июля 1944 г.

В данный период был продолжен курс на ужесточение семейно-брачного законодательства.

В данный период был продолжен курс на ужесточение семейно-брачного законодательства. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 г. были запрещены браки между советскими гражданами и иностранцами. Браки с иностранцами запрещались по политическим соображениям. После издания Указа 1947 г. единственной возможностью для заключения брака с иностранным гражданином стал отказ от советского гражданства, что на практике осуществить в те годы было очень затруднительно. В духе произошедших изменений в начале 1950-х гг. были подготовлены проекты Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Однако в 1953 г. после смерти И. В. Сталина и начавшейся на волне «оттепели» либерализации законодательства утверждение Основ было отложено. ТП Формально главным источником трудового права в первые послевоенные годы продолжал оставаться КЗоТ РСФСР 1922 г. с соответствующими изменениями и дополнениями. Однако фактически кодекс сильно устарел и требовал пересмотра. В данный период главные изменения в трудовом законодательстве касались отмены чрезвычайных мер по использованию рабочей силы, принятых во время войны. Для рабочих и служащих были восстановлены ежегодные оплачиваемые отпуска и 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы и трудовые мобилизации. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзными органами. Коллективные договоры при этом в большей степени определяли не условия труда, а представляли собой обязательства по выполнению плановых показателей, укреплению дисциплины, повышению производительности труда и т. п.

УП Уголовное право в первые послевоенные годы также развивалось в сторону ужесточения.

С одной стороны, в 1947 г. в СССР была отменена смертная казнь как уголовное наказание, однако в 1950 г. она была вновь восстановлена по важнейшим государственным преступлениям (измена Родине, шпионаж, диверсии). Что касается особенной части, то изменения коснулись отдельных составов государственных, имущественных преступлений, а также преступлений против личности. Так, 9 июня 1947 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну», которым предусматривалось более строгое, чем прежде наказание. Перечень сведений, представлявших государственную тайну, 8 июня 1947 г. был утвержден постановлением Совета Министров СССР. 4 июня 1947 г. было принято два Указа Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии с первым кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества наказывались заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой. При наличии квалифицирующих признаков срок лишения свободы повышался до 25 лет. За хищение общественного имущества сроки были несколько меньше. Указом устанавливалась ответственность за недонесение правоохранительным органам о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении государственного или общественного имущества. Второй Указ усиливал ответственность за хищение личной собственности граждан. Так, санкция за разбой предусматривала до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. 134 Более строгим стало и наказание в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1948 г. «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование». Санкция за это преступление предусматривала заключение в исправительно-трудовом лагере на срок от десяти до пятнадцати лет (по УК 1926 г. – до 5 лет), а при наличии квалифицирующих признаков (например, изнасилование несовершеннолетней) – от пятнадцати до двадцати лет (ранее – до 8 лет).

Контакты info@scrpe.ru

Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
Сайт сделан scrpe.ru

© 2018-2024 SCRPE.RU