госслужбы в России
Принципы, заложенные Табелем о ранах, как они были задуманы и принципы, как они были реализованы на практике, несколько различались. Идея, которую пытался провести в жизнь Петр Великий заключалась в том,
чтобы создать систему, где действовал бы принцип карьерной службы, т. е предполагалось, что занять высшие должности можно только пройдя через нижние уровни общей системы ступеней государственной службы. Но с годами система стала использоваться с извращением ее смысла (солдат еще не родился, а служба уже идет когда человек достигал совершеннолетия у него уже был огромный стаж, с которым он мог претендовать на более высокую должность). Второй принцип, заложенный Табелем о рангах – единая система регулирования всех трех видов (воинской, статской и придворной) государственной службы. В каждой из этих систем была своя иерархия чинов, но они при этом были четко соотносились между собой (добившись успехов на военной службе, можно было перейти на статскую без понижения).В конце 18, в начале 19 века предполагались реформы государственной службы, их пытался провести Александр I, который создал для этого специальные комиссии по реформе, но не удавалось.
Система чинов особенно вызывала раздражение у революционных сил российского общества в начале 20 века, потому что чин был самым популярным и по сути единственным способом денежного заработка для дворянства, только государственная служба могла приносить им денежное содержание социальное положение очень сильно предопределялось чином, который носил человек В глазах революционеров система чинов вела к очень сильному социальному неравенству,
которое они предполагали изжить в ходе революции. Соответственно, изжили как только получили власть в свои руки – буквально через 2 недели после октябрьского переворота, в ноябре 1917 года был издан Декрет Об уничтожении сословий и гражданских чинов, тем самым большевики стремились подчеркнуть переход к принципам формального равенства в регулировании статуса личности.К идее государственной службы советская власть подошла совершенно иначе. То, что предопределялось новым типом государства, экономических отношений, предполагало выделение государственной службы не по признаку выполнения государственных функций, а по признаку характера самой деятельности, осуществляемой человеком. Имеется в виду, что все социально полезные виды деятельности были разделены на 2 большие группы – производственная и управленческая. Производственная – рабочие, крестьяне и т. д., те кто непосредственно трудился над созданием материальных продуктов. То, что имело отношение к производству – это к службе не относилось. Управленческая деятельность была отнесена к службе. Поскольку все и так было государственным, выделять государственную службу как таковую не было никакого смысла() (В 1922 г. были изданы “временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях” - это еще период НЭПа, когда еще были негосударственные учреждения и предприятия,
которых потом вовсе не стало). Естественно, в этой системе, где все управленцы и так государственные служащие, не было никакого смысла разделять деятельность трудовую и служебную деятельность на служащих распространялось действие трудового законодательства (КЗОТ). Для регулирования государственной службы в Советском государстве было характерно отсутствие выделения государственной службы из общей системы регулирования трудовых отношений(правда были “временные правила” продействовали до конца 80-х годов, которыми были определены некоторые особенности, но они все равно не меняли общего подхода к регулированию государственной службы - для служащих не было дополнительных мер социальной защиты, льгот, гарантий)В новых экономических условиях стало понятно, что нужно менять подход к регулированию государственной службы, выделять в качестве государственных служащих тех, кто связан с обеспечением исполнения властных полномочий (выше) Первым в этом отношении стал Указ Президента от 22.12.1993 N 2267, который утвердил Положение о федеральной государственной службе, а базовым и системным законом на многие годы стал Федеральный закон «Об основах государственной службы» 31.07.1995 N 119-ФЗ. Новое законодательство стало формироваться с 2003 года – это было уже развитие подхода выделения государственной службы из общего состава управленческой деятельности
Контакты info@scrpe.ru
Материл сайта для использования только в учебных целях. Размещение на сторонних сайтах запрещено без разрешения правообладателя scrpe.ru
© 2018-2023 SCRPE.RU