aah5713_scrpe_a.

Политические изменения в СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов.

Политические изменения в СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов.

Начиная со второй половины 1980-х гг. в Советском государстве были осуществлены масштабные преобразования, направленные на демократизацию всех сфер общественной жизни. В силу недостаточной подготовленности, преобразования проводились непоследовательно и бессистемно. В итоге они, хотя и привели к определенному позитивному результату (политический плюрализм, потепление международных отношений и др.), все же во многом имели негативные последствия (падение уровня жизни населения, распад союзного государства и др.).

В период перестройки произошли большие изменения в политической системе Советского государства. Важным событием, непосредственно предшествовавшим этим изменениям, стала XIX конференция КПСС, которая состоялась в июле 1988 г. Клю конференция КПСС, которая состоялась в июле 1988 г. Ключевым стало решение конференции о создании нового высшего органа государственной власти – Съезда народных депутатов СССР. Прежний высший государственный орган – Верховный Совет СССР – уже не избирался населением, как ранее, а формировался на Съезде из числа его депутатов. Съезд не был постоянно действующим органом. Он созывался Верховным Советом СССР один раз в год (при этом могли созываться и чрезвычайные Съезды). Президиум Верховного Совета СССР в результате произошедших изменений утратил свой прежний статус и стал техническим органом, обеспечивающим организацию работы Съезда и Верховного Совета СССР.

На основании решения конференции 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР».

В соответствии с первым законом в Конституцию СССР 1977 г. были внесены изменения, касавшиеся порядка формирования и полномочий Съезда народных депутатов СССР. Вторым законом устанавливался механизм выборов.

Съезд состоял из 2250 депутатов, при этом 2/3 из них избирались населением страны на альтернативной основе путем прямых выборов (половина – от территориальных округов,

150

другая половина – от национальнотерриториальных округов), а 1/3 попадала на Съезд в качестве представителей от различных общественных организаций (КПСС, комсомол, профсоюзы и др.). Последний шаг был сделан для того, чтобы в условиях падения авторитета коммунистической партии гарантировать присутствие на Съезде представителям этой политической силы. Позднее Съезды народных депутатов были созданы и на республиканском уровне, а также в отдельных автономных республиках.

Съездом были приняты важные решения, направленные на дальнейшую демократизацию советской политической системы.

Так, в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов была отмена ст. 6 Конституции СССР 1977 г., закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС в жизни общества. Этот шаг привел к резкому уменьшению роли партийных органов в управлении государством и формированию многопартийной системы, что нашло закрепление в Законе СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях».

Также в марте 1990 г. впервые была учреждена должность главы Советского государства – Президента СССР. Введение этой должности было осуществлено на основе анализа опыта демократических стран. Согласно Закону СССР от 14 марта 1990 г. «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР», глава государства должен был избираться всенародным голосованием. Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет, число кандидатов на эту должность не ограничивалось. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. Президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Следует отметить, что объем полномочий у Президента СССР был ниже, чем у Президента РФ по действующей Конституции 1993 г. Так, Президент СССР был подотчетен Съезду народных депутатов СССР, который мог лишить Президента его полномочий 2/3 голосов. Право отставки Правительства (Совета Министров СССР) было предоставлено Верховному Совету СССР, а Президент СССР мог лишь поставить перед ним вопрос об этой отставке. По действующей Конституции РФ (ст. 83) Президент РФ самостоятельно принимает решение об отставке Правительства РФ.

Несколько позднее в союзных республиках были учреждены должности республиканских президентов. В РСФСР такое решение было принято на референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 г. В соответствии с решением референдума 12 июня 1991 г. в России состоялись всенародные выборы Президента РСФСР (Ельцин). Как и Президент СССР, глава РСФСР избирался на пятилетний срок.

Перемены периода перестройки затронули и Правительство. 26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР был образован Кабинет Министров СССР, во главе с премьер-министром. Кабинет Министров являлся исполнительно-распорядительным органом, находился в подчинении Президента СССР, нес ответственность перед ним и перед Верховным Советом СССР.

Демократизация политической жизни, а также трудности в проведении социально-экономических преобразований привели к росту центробежных тенденций в СССР. В период перестройки в советских республиках (первоначально в республиках Прибалтики, а затем и в других) стали проводиться мероприятия по отделению от СССР, которые получили неофициальное название «парад суверенитетов». Так, в мае 1989 г. Декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Литовской ССР, позднее, после выборов в республиканские Съезды народных депутатов, состоявшихся весной 1990 г., такие решения были приняты и другими республиками. В России Декларация о государственном суверенитете была принята 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР

Стремление союзных республик к самостоятельности породило проблему «войны законов». В своих декларациях о суверенитете республики закрепляли приоритет республиканского

151

законодательства перед союзным, положения законов СССР действовали в республиках только в части, не противоречившей законам той или иной республики. Так, в Декларации о государственном суверенитете РСФСР закреплялось верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, признавалась возможность приостанавливать действие актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами России. Данный порядок разрушал всю систему советского законодательства и способствовал распаду союзного государства.

На фоне «парада суверенитетов» руководством СССР предпринимались попытки сохранить единое государство. Эти попытки выразились в подготовке и обсуждении нового Союзного договора (взамен договора «Об образовании СССР» от 30 декабря 1922 г.). В конце августа 1990 г. был создан Подготовительный комитет по разработке Союзного договора, в который вошли представители республик и Президент СССР. Предполагалось дать значительное количество прав союзным республикам.

17 марта 1991 г. в СССР состоялся первый в истории референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». В голосовании приняли участие 80 % граждан СССР, из них почти 78 % высказались за сохранение СССР. Следует, однако, отметить, что референдум проводился не во всех союзных республиках (он не проходил в республиках Прибалтики, в Грузии, Армении и Молдавии).

23 апреля 1991 г. состоялась встреча девяти руководителей союзных республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и Президента СССР, по результатам которой было сделано заявление о продолжении работы над текстом Союзного договора. В итоге проект Союзного договора был подготовлен в конце июля 1991 г. и опубликован в печати. Подписание Союзного договора было намечено на 20 августа 1991 г. Однако этого не произошло по причине событий 19–21 августа 1991 г., получивших название «путч», в ходе которого была предпринята попытка остановить распад СССР при помощи силовых методов. После поражения «путчистов» начался практически неконтролируемый распад СССР – большинство союзных республик в августе 1991 г. объявили о своей независимости. 8 декабря 1991 г.

В Беловежской Пуще руководители России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали соглашение об официальном прекращении существования СССР и об образовании на его месте Содружества независимых государств (СНГ). Позднее «Беловежское соглашение» было утверждено органами государственной власти этих республик, в частности Постановлением Верховного Совета РСФСР (12 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) президентами республик была подписана Декларация участников СНГ, в которое вошли 11 бывших союзных республик (в СНГ не вошли Грузия, Литва, Латвия и Эстония). Декларация констатировала, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. В Декларации подчеркивалось, что Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

25 декабря 1991 г. Президент СССР своим Указом сложил с себя полномочия главы государства, тем самым признав решения о ликвидации СССР.

Так же в декабре 1989 г был образован Комитет конституционного надзора СССР (Прообраз КС) Он обладал правом решать вопросы о соответствии Конституции актов органов гос. власти. В июне 1990г такой же орган был образован в РСФСР (май 91г. преобразован в КС РФ)

Также в 1991 году были образованы Высшие Арбитражные Суды СССР и РСФСР.


Политические изменения в СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х годов.

Начиная со второй половины 1980-х гг. в Советском государстве были осуществлены масштабные преобразования, направленные на демократизацию всех сфер общественной жизни. В силу недостаточной подготовленности, преобразования проводились непоследовательно и бессистемно. В итоге они, хотя и привели к определенному позитивному результату (политический плюрализм, потепление международных отношений и др.), все же во многом имели негативные последствия (падение уровня жизни населения, распад союзного государства и др.).

В период перестройки произошли большие изменения в политической системе Советского государства. Важным событием, непосредственно предшествовавшим этим изменениям, стала XIX конференция КПСС, которая состоялась в июле 1988 г. Клю конференция КПСС, которая состоялась в июле 1988 г. Ключевым стало решение конференции о создании нового высшего органа государственной власти – Съезда народных депутатов СССР. Прежний высший государственный орган – Верховный Совет СССР – уже не избирался населением, как ранее, а формировался на Съезде из числа его депутатов. Съезд не был постоянно действующим органом. Он созывался Верховным Советом СССР один раз в год (при этом могли созываться и чрезвычайные Съезды). Президиум Верховного Совета СССР в результате произошедших изменений утратил свой прежний статус и стал техническим органом, обеспечивающим организацию работы Съезда и Верховного Совета СССР.

На основании решения конференции 1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона – «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР».

В соответствии с первым законом в Конституцию СССР 1977 г. были внесены изменения, касавшиеся порядка формирования и полномочий Съезда народных депутатов СССР. Вторым законом устанавливался механизм выборов.

Съезд состоял из 2250 депутатов, при этом 2/3 из них избирались населением страны на альтернативной основе путем прямых выборов (половина – от территориальных округов,

150

другая половина – от национальнотерриториальных округов), а 1/3 попадала на Съезд в качестве представителей от различных общественных организаций (КПСС, комсомол, профсоюзы и др.). Последний шаг был сделан для того, чтобы в условиях падения авторитета коммунистической партии гарантировать присутствие на Съезде представителям этой политической силы. Позднее Съезды народных депутатов были созданы и на республиканском уровне, а также в отдельных автономных республиках.

Съездом были приняты важные решения, направленные на дальнейшую демократизацию советской политической системы.

Так, в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов была отмена ст. 6 Конституции СССР 1977 г., закреплявшая руководящую и направляющую роль КПСС в жизни общества. Этот шаг привел к резкому уменьшению роли партийных органов в управлении государством и формированию многопартийной системы, что нашло закрепление в Законе СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях».

Также в марте 1990 г. впервые была учреждена должность главы Советского государства – Президента СССР. Введение этой должности было осуществлено на основе анализа опыта демократических стран. Согласно Закону СССР от 14 марта 1990 г. «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений в Конституцию СССР», глава государства должен был избираться всенародным голосованием. Президентом СССР мог быть избран гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет, число кандидатов на эту должность не ограничивалось. Одно и то же лицо не могло быть Президентом СССР более двух сроков. Президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Следует отметить, что объем полномочий у Президента СССР был ниже, чем у Президента РФ по действующей Конституции 1993 г. Так, Президент СССР был подотчетен Съезду народных депутатов СССР, который мог лишить Президента его полномочий 2/3 голосов. Право отставки Правительства (Совета Министров СССР) было предоставлено Верховному Совету СССР, а Президент СССР мог лишь поставить перед ним вопрос об этой отставке. По действующей Конституции РФ (ст. 83) Президент РФ самостоятельно принимает решение об отставке Правительства РФ.

Несколько позднее в союзных республиках были учреждены должности республиканских президентов. В РСФСР такое решение было принято на референдуме, состоявшемся 17 марта 1991 г. В соответствии с решением референдума 12 июня 1991 г. в России состоялись всенародные выборы Президента РСФСР (Ельцин). Как и Президент СССР, глава РСФСР избирался на пятилетний срок.

Перемены периода перестройки затронули и Правительство. 26 декабря 1990 г. вместо Совета Министров СССР был образован Кабинет Министров СССР, во главе с премьер-министром. Кабинет Министров являлся исполнительно-распорядительным органом, находился в подчинении Президента СССР, нес ответственность перед ним и перед Верховным Советом СССР.

Демократизация политической жизни, а также трудности в проведении социально-экономических преобразований привели к росту центробежных тенденций в СССР. В период перестройки в советских республиках (первоначально в республиках Прибалтики, а затем и в других) стали проводиться мероприятия по отделению от СССР, которые получили неофициальное название «парад суверенитетов». Так, в мае 1989 г. Декларацию о суверенитете принял Верховный Совет Литовской ССР, позднее, после выборов в республиканские Съезды народных депутатов, состоявшихся весной 1990 г., такие решения были приняты и другими республиками. В России Декларация о государственном суверенитете была принята 12 июня 1990 г. на I Съезде народных депутатов РСФСР

Стремление союзных республик к самостоятельности породило проблему «войны законов». В своих декларациях о суверенитете республики закрепляли приоритет республиканского

151

законодательства перед союзным, положения законов СССР действовали в республиках только в части, не противоречившей законам той или иной республики. Так, в Декларации о государственном суверенитете РСФСР закреплялось верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, признавалась возможность приостанавливать действие актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами России. Данный порядок разрушал всю систему советского законодательства и способствовал распаду союзного государства.

На фоне «парада суверенитетов» руководством СССР предпринимались попытки сохранить единое государство. Эти попытки выразились в подготовке и обсуждении нового Союзного договора (взамен договора «Об образовании СССР» от 30 декабря 1922 г.). В конце августа 1990 г. был создан Подготовительный комитет по разработке Союзного договора, в который вошли представители республик и Президент СССР. Предполагалось дать значительное количество прав союзным республикам.

17 марта 1991 г. в СССР состоялся первый в истории референдум, на который был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности». В голосовании приняли участие 80 % граждан СССР, из них почти 78 % высказались за сохранение СССР. Следует, однако, отметить, что референдум проводился не во всех союзных республиках (он не проходил в республиках Прибалтики, в Грузии, Армении и Молдавии).

23 апреля 1991 г. состоялась встреча девяти руководителей союзных республик (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан) и Президента СССР, по результатам которой было сделано заявление о продолжении работы над текстом Союзного договора. В итоге проект Союзного договора был подготовлен в конце июля 1991 г. и опубликован в печати. Подписание Союзного договора было намечено на 20 августа 1991 г. Однако этого не произошло по причине событий 19–21 августа 1991 г., получивших название «путч», в ходе которого была предпринята попытка остановить распад СССР при помощи силовых методов. После поражения «путчистов» начался практически неконтролируемый распад СССР – большинство союзных республик в августе 1991 г. объявили о своей независимости. 8 декабря 1991 г.

В Беловежской Пуще руководители России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали соглашение об официальном прекращении существования СССР и об образовании на его месте Содружества независимых государств (СНГ). Позднее «Беловежское соглашение» было утверждено органами государственной власти этих республик, в частности Постановлением Верховного Совета РСФСР (12 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) президентами республик была подписана Декларация участников СНГ, в которое вошли 11 бывших союзных республик (в СНГ не вошли Грузия, Литва, Латвия и Эстония). Декларация констатировала, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. В Декларации подчеркивалось, что Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

25 декабря 1991 г. Президент СССР своим Указом сложил с себя полномочия главы государства, тем самым признав решения о ликвидации СССР.

Так же в декабре 1989 г был образован Комитет конституционного надзора СССР (Прообраз КС) Он обладал правом решать вопросы о соответствии Конституции актов органов гос. власти. В июне 1990г такой же орган был образован в РСФСР (май 91г. преобразован в КС РФ)

Также в 1991 году были образованы Высшие Арбитражные Суды СССР и РСФСР.