aah5713_scrpe_a.

Конституция СССР 1977 г.: структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

Конституция СССР 1977 г.: структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

7 октября 1977 г. Конституция СССР была утверждена Верховным Советом СССР.

Структура: Она состояла из 174 статей, которые объединялись в 21 главу и 9 разделов.

Действовала до момента ликвидации СССР (8 декабря 1991 г.).

Данная Конституция принципиально не отличалась от предшествующего ей Основного закона. Более того, следует согласиться с мнением исследователей, обращающих внимание на «определенное ухудшение текста в сравнении с Конституцией 1936 г.»59. Новый Основной закон стал более декларативным, многословным, порой витиеватым, что контрастировало с лаконичностью и ясностью прежнего конституционного акта.

Впервые в истории отечественных конституций в Основном законе появилась вводная торжественная часть – преамбула.

В соответствии с Конституцией государство являлось социалистическим и общенародным, его политической основой выступали Советы народных депутатов (ранее – советы депутатов трудящихся), экономической основой – социалистическая собственность на средства производства в виде государственной и кооперативно-колхозной собственности.

В основе государственного устройства лежал принцип социалистического федерализма – свободное объединение равноправных республик с правом выхода из союза.

Следует отметить, что в 1956 г. изменился состав союзных республик в связи с тем, что была упразднена Карело-Финская ССР, а на ее месте была образована Карельская автономная

148

республика (АССР), которая вошла в состав РСФСР. С этого момента и до официального распада СССР в 1991 г. число союзных республик (15) оставалось неизменным.

В Конституции СССР 1977 г. ст. 6 была посвящена роли коммунистической партии. Эта статья находилась в первой главе «Политическая система» (для сравнения: в предыдущем Основном законе о партии упоминалось лишь в X главе «Права и обязанности граждан СССР»). Партия объявлялась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. В ст. 6 к числу функций партии относилось «определение направлений развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР». Таким образом, КПСС официально принимала на себя такие функции, которые относились к полномочиям государственных органов, что, конечно, являлось недостатком советской политической системы.

Система органов государственной власти, закрепленная в Конституции СССР 1977 г., в целом не отличалась от той, которая указывалась в конституционном акте 1936 г. и выглядела следующим образом:

1. Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти СССР. Избирался непосредственно гражданами страны, был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией 1977 г. к ведению СССР. Состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР работал в сессионном режиме (по две сессии в год), принимал нормативные акты в форме законов.

2. Президиум Верховного Совета СССР – высший орган государственной власти СССР в период между сессиями Верховного Совета СССР; принимал правовые акты в форме указов и постановлений. Состав формировался Верховным Советом СССР из числа его депутатов.

3. Совет Министров СССР – Правительство СССР, высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Состав формировался Верховным Советом СССР. Совет Министров был ответствен перед союзным Верховным Советом и перед его Президиумом. Принимал правовые акты форме постановлений и распоряжений. Подобная система органов власти действовала и в союзных республиках (например, Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР).

4. Министерства и государственные комитеты – органы исполнительной власти; осуществляли руководство отдельными отраслями управления. Министерства делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские, а государственные комитеты – на комитеты СССР и союзных республик. В данный период руководством страны предпринимались попытки повысить эффективность управления отдельными сферами общественной жизни. Так, в соответствии с принятым 10 мая 1957 г. Законом СССР «О коренной перестройке управления промышленностью» в целях преодоления чрезмерного централизма был упразднен ряд союзных и союзно-республиканских министерств, а страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками района. В 1962 г. краевые, областные и районные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские для более эффективного руководства соответствующими сферами экономики. Однако эти реорганизации в скором времени были признаны неоправданными и уже в 1964 г. (после отставки их главного инициатора – Н. С. Хрущева) был осуществлен возврат к прежней системе управления.

5. Местные органы государственной власти. К ним относились областные, районные, городские, поселковые, сельские Советы народных депутатов (местные Советы), которые избирались населением соответствующей местности. При местных Советах из числа депутатов создавались исполнительные комитеты, которые являлись их исполнительными и распорядительными органами. По Конституции произошло повышение срока полномочий

149

Советов. Для Верховного Совета СССР он увеличился с 4 до 5 лет, а для местных Советов – с 2 до 2,5 лет.

Был снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти – в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 до 18 лет.

Предусматривалось равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР – по 750 человек.

По сравнению с прежним Основным законом в Конституции СССР 1977 г. был значительно расширен раздел о правах и обязанностях граждан. Так, в ней появились новые социальные (право на охрану здоровья, право на жилище) и политические (право участвовать в управлении государственными и общественными делами, право обжаловать действия должностных лиц в суд) права.

Конституция также определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Например, в соответствии со ст. 57 граждане СССР имели право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Вслед за союзной Конституцией в 1978 г. были приняты конституции союзных и автономных республик. Например, Конституция РСФСР была утверждена 12 апреля 1978 г. Верховным Советом РСФСР. Она была построена на основе союзного Основного закона, включала в себя 185 статей, которые объединялись в 22 главы и 11 разделов, и являлась действующим актом до вступления в силу Конституции РФ (25 декабря 1993 г.).


Конституция СССР 1977 г.: структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

7 октября 1977 г. Конституция СССР была утверждена Верховным Советом СССР.

Структура: Она состояла из 174 статей, которые объединялись в 21 главу и 9 разделов.

Действовала до момента ликвидации СССР (8 декабря 1991 г.).

Данная Конституция принципиально не отличалась от предшествующего ей Основного закона. Более того, следует согласиться с мнением исследователей, обращающих внимание на «определенное ухудшение текста в сравнении с Конституцией 1936 г.»59. Новый Основной закон стал более декларативным, многословным, порой витиеватым, что контрастировало с лаконичностью и ясностью прежнего конституционного акта.

Впервые в истории отечественных конституций в Основном законе появилась вводная торжественная часть – преамбула.

В соответствии с Конституцией государство являлось социалистическим и общенародным, его политической основой выступали Советы народных депутатов (ранее – советы депутатов трудящихся), экономической основой – социалистическая собственность на средства производства в виде государственной и кооперативно-колхозной собственности.

В основе государственного устройства лежал принцип социалистического федерализма – свободное объединение равноправных республик с правом выхода из союза.

Следует отметить, что в 1956 г. изменился состав союзных республик в связи с тем, что была упразднена Карело-Финская ССР, а на ее месте была образована Карельская автономная

148

республика (АССР), которая вошла в состав РСФСР. С этого момента и до официального распада СССР в 1991 г. число союзных республик (15) оставалось неизменным.

В Конституции СССР 1977 г. ст. 6 была посвящена роли коммунистической партии. Эта статья находилась в первой главе «Политическая система» (для сравнения: в предыдущем Основном законе о партии упоминалось лишь в X главе «Права и обязанности граждан СССР»). Партия объявлялась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. В ст. 6 к числу функций партии относилось «определение направлений развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР». Таким образом, КПСС официально принимала на себя такие функции, которые относились к полномочиям государственных органов, что, конечно, являлось недостатком советской политической системы.

Система органов государственной власти, закрепленная в Конституции СССР 1977 г., в целом не отличалась от той, которая указывалась в конституционном акте 1936 г. и выглядела следующим образом:

1. Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти СССР. Избирался непосредственно гражданами страны, был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией 1977 г. к ведению СССР. Состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР работал в сессионном режиме (по две сессии в год), принимал нормативные акты в форме законов.

2. Президиум Верховного Совета СССР – высший орган государственной власти СССР в период между сессиями Верховного Совета СССР; принимал правовые акты в форме указов и постановлений. Состав формировался Верховным Советом СССР из числа его депутатов.

3. Совет Министров СССР – Правительство СССР, высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Состав формировался Верховным Советом СССР. Совет Министров был ответствен перед союзным Верховным Советом и перед его Президиумом. Принимал правовые акты форме постановлений и распоряжений. Подобная система органов власти действовала и в союзных республиках (например, Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР).

4. Министерства и государственные комитеты – органы исполнительной власти; осуществляли руководство отдельными отраслями управления. Министерства делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские, а государственные комитеты – на комитеты СССР и союзных республик. В данный период руководством страны предпринимались попытки повысить эффективность управления отдельными сферами общественной жизни. Так, в соответствии с принятым 10 мая 1957 г. Законом СССР «О коренной перестройке управления промышленностью» в целях преодоления чрезмерного централизма был упразднен ряд союзных и союзно-республиканских министерств, а страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), который руководил всеми предприятиями и стройками района. В 1962 г. краевые, областные и районные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские для более эффективного руководства соответствующими сферами экономики. Однако эти реорганизации в скором времени были признаны неоправданными и уже в 1964 г. (после отставки их главного инициатора – Н. С. Хрущева) был осуществлен возврат к прежней системе управления.

5. Местные органы государственной власти. К ним относились областные, районные, городские, поселковые, сельские Советы народных депутатов (местные Советы), которые избирались населением соответствующей местности. При местных Советах из числа депутатов создавались исполнительные комитеты, которые являлись их исполнительными и распорядительными органами. По Конституции произошло повышение срока полномочий

149

Советов. Для Верховного Совета СССР он увеличился с 4 до 5 лет, а для местных Советов – с 2 до 2,5 лет.

Был снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти – в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 до 18 лет.

Предусматривалось равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР – по 750 человек.

По сравнению с прежним Основным законом в Конституции СССР 1977 г. был значительно расширен раздел о правах и обязанностях граждан. Так, в ней появились новые социальные (право на охрану здоровья, право на жилище) и политические (право участвовать в управлении государственными и общественными делами, право обжаловать действия должностных лиц в суд) права.

Конституция также определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Например, в соответствии со ст. 57 граждане СССР имели право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Вслед за союзной Конституцией в 1978 г. были приняты конституции союзных и автономных республик. Например, Конституция РСФСР была утверждена 12 апреля 1978 г. Верховным Советом РСФСР. Она была построена на основе союзного Основного закона, включала в себя 185 статей, которые объединялись в 22 главы и 11 разделов, и являлась действующим актом до вступления в силу Конституции РФ (25 декабря 1993 г.).