aah5713_scrpe_a.

Судебная система в СССР во второй половине XXв. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик 1958г.

Судебная система в СССР во второй половине XXв. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик 1958г.

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.

Структура: Данный акт состоял из 39 статей и действовал до 1 декабря 1989 г.

В соответствии со ст. 1 Основ в советскую судебную систему входили следующие органы:

1. Верховный Суд СССР.

2. Верховные суды союзных республик.

3. Верховные суды автономных республик.

4. Областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов.

5. Районные (городские) народные суды.

Участковая система народных судов, согласно Основам 1959 г., подлежала замене народным судом города (района), при этом срок полномочий народных судей увеличивался с 3 до 5 лет.

Судебные органы имели свою внутреннюю структуру и определенный объем полномочий.

Например, Верховный Суд СССР действовал в составе Пленума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. Он состоял из председателя, заместителей, членов суда и народных заседателей, а также председателей Верховных судов союзных республик.

В судебную систему также входили специальные суды – военные трибуналы.

Все судебные органы подразделялись две группы: суды СССР (к ним относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы) и суды союзных республик (все остальные суды).

Судьи в СССР, как и ранее, были выборными, избирались сроком на 5 лет. Дела во всех судах рассматривались коллегиально с участием судьи и двух народных заседателей (последние в процессе пользовались всеми правами судьи). Народные заседатели призывались к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году.

В Советском государстве, в отличие от современной эпохи, не было специализированных судебных органов, занимавшихся рассмотрением хозяйственных споров (арбитражных судов). Хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями осуществлялись в административном порядке органами государственного арбитража. Также применительно к рассматриваемой эпохе нельзя говорить о наличии конституционного судопроизводства.

Основы законодательства о судоустройстве устанавливали требования к кандидатам на должность судьи и народного заседателя: ими мог быть избран каждый гражданин СССР, обладавший избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет (ранее возрастной порог равнялся 23 годам). Народные судьи должны были систематически отчитываться перед избирателями в своей работе и работе народного суда (судьи других судов должны были отчитываться перед избравшими их Советами). Судьи и народные заседатели могли быть досрочно лишены своих полномочий по отзыву избирателей или органа, их избравшего, или же в силу состоявшегося о них приговора суда.

Надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений, вынесенных судебными органами, а также за исполнением судебных приговоров осуществляла прокуратура. 27 октября 1960 г. был принят закон «О судоустройстве РСФСР»60, который, опираясь на положения союзных Основ 1958 г., конкретизировал их применительно к республиканской судебной системе.

Следует отметить, что руководство и контроль за деятельностью республиканских судебных органов (за исключением Верховного Суда РСФСР) осуществляло министерство юстиции РСФСР. Минюст, в частности, был уполномочен на проведение ревизий и передачу

145

неправильно разрешенных дел председателям соответствующих судов для разрешения вопроса об опротестовании решений, приговоров, определений и постановлений. Также данный орган занимался изучением и обобщением судебной практики и мог ставить вопрос перед пленумом Верховного Суда РСФСР о даче руководящих разъяснений судам по применению законодательства РСФСР.

В развитие закона «О судоустройстве РСФСР» Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 октября 1960 г. было утверждено «Положение о выборах районных (городских) народных судов РСФСР». В соответствии с ним право выставления кандидатов в народные судьи районных (городских) народных судов предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся. К ним относились коммунистическая партия, профессиональные союзы, кооперативные организации, организации молодежи и культурные общества. Также кандидатов в судьи были вправе выдвигать общие собрания: рабочих и служащих – по предприятиям и учреждениям, крестьян – по колхозам и селам, рабочих и служащих совхозов – по совхозам, военнослужащих – по воинским частям. Народные заседатели районных (городских) народных судов должны были избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих – по воинским частям.


Судебная система в СССР во второй половине XXв. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик 1958г.

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.

Структура: Данный акт состоял из 39 статей и действовал до 1 декабря 1989 г.

В соответствии со ст. 1 Основ в советскую судебную систему входили следующие органы:

1. Верховный Суд СССР.

2. Верховные суды союзных республик.

3. Верховные суды автономных республик.

4. Областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов.

5. Районные (городские) народные суды.

Участковая система народных судов, согласно Основам 1959 г., подлежала замене народным судом города (района), при этом срок полномочий народных судей увеличивался с 3 до 5 лет.

Судебные органы имели свою внутреннюю структуру и определенный объем полномочий.

Например, Верховный Суд СССР действовал в составе Пленума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии. Он состоял из председателя, заместителей, членов суда и народных заседателей, а также председателей Верховных судов союзных республик.

В судебную систему также входили специальные суды – военные трибуналы.

Все судебные органы подразделялись две группы: суды СССР (к ним относились Верховный Суд СССР и военные трибуналы) и суды союзных республик (все остальные суды).

Судьи в СССР, как и ранее, были выборными, избирались сроком на 5 лет. Дела во всех судах рассматривались коллегиально с участием судьи и двух народных заседателей (последние в процессе пользовались всеми правами судьи). Народные заседатели призывались к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году.

В Советском государстве, в отличие от современной эпохи, не было специализированных судебных органов, занимавшихся рассмотрением хозяйственных споров (арбитражных судов). Хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями осуществлялись в административном порядке органами государственного арбитража. Также применительно к рассматриваемой эпохе нельзя говорить о наличии конституционного судопроизводства.

Основы законодательства о судоустройстве устанавливали требования к кандидатам на должность судьи и народного заседателя: ими мог быть избран каждый гражданин СССР, обладавший избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет (ранее возрастной порог равнялся 23 годам). Народные судьи должны были систематически отчитываться перед избирателями в своей работе и работе народного суда (судьи других судов должны были отчитываться перед избравшими их Советами). Судьи и народные заседатели могли быть досрочно лишены своих полномочий по отзыву избирателей или органа, их избравшего, или же в силу состоявшегося о них приговора суда.

Надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений, вынесенных судебными органами, а также за исполнением судебных приговоров осуществляла прокуратура. 27 октября 1960 г. был принят закон «О судоустройстве РСФСР»60, который, опираясь на положения союзных Основ 1958 г., конкретизировал их применительно к республиканской судебной системе.

Следует отметить, что руководство и контроль за деятельностью республиканских судебных органов (за исключением Верховного Суда РСФСР) осуществляло министерство юстиции РСФСР. Минюст, в частности, был уполномочен на проведение ревизий и передачу

145

неправильно разрешенных дел председателям соответствующих судов для разрешения вопроса об опротестовании решений, приговоров, определений и постановлений. Также данный орган занимался изучением и обобщением судебной практики и мог ставить вопрос перед пленумом Верховного Суда РСФСР о даче руководящих разъяснений судам по применению законодательства РСФСР.

В развитие закона «О судоустройстве РСФСР» Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 октября 1960 г. было утверждено «Положение о выборах районных (городских) народных судов РСФСР». В соответствии с ним право выставления кандидатов в народные судьи районных (городских) народных судов предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся. К ним относились коммунистическая партия, профессиональные союзы, кооперативные организации, организации молодежи и культурные общества. Также кандидатов в судьи были вправе выдвигать общие собрания: рабочих и служащих – по предприятиям и учреждениям, крестьян – по колхозам и селам, рабочих и служащих совхозов – по совхозам, военнослужащих – по воинским частям. Народные заседатели районных (городских) народных судов должны были избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих – по воинским частям.