aah5713_scrpe_a.

Трудовое право в СССР во второй половине XXв. Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970г. и Кодекс законов о труде РСФСР 1971г.

Трудовое право в СССР во второй половине XXв. Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970г. и Кодекс законов о труде РСФСР 1971г.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Он был утвержден Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. и вступил в силу с 1 января 1971 г. В части, не противоречившей ТК РФ, Основы действовали до 30 июля 2006 г. Основы состояли из 15 глав и 107 статей. В Основах законодательства о труде был заложен принцип разграничения компетенции союза и союзных республик в области правового регулирования труда рабочих и служащих.

Большинство вопросов было отнесено к ведению Союза ССР либо к совместному ведению союзных и республиканских органов.

139

В ведении союзных республик оставался весьма узкий круг вопросов: случаи применения сверхурочных работ, случаи привлечения к работе в выходные дни и сроки выплаты заработной платы.

На базе союзных Основ позднее были подготовлены республиканские кодексы о труде, в том числе и КЗоТ РСФСР.

Он был утвержден Указом Верховного Совета РСФСР 1 декабря 1971 г. и вступил в силу с 1 апреля 1972 г. (этот КЗоТ был предшественником современного ТК РФ и действовал до его вступления в силу, то есть до 1 февраля 2002 г.).

Структура КЗоТ была похожей на структуру союзных Основ (18 глав, 256 статей), Нововведением являлась только последняя глава XVIII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Как и другие кодифицированные акты послевоенной эпохи, Основы 1970 г. и КЗоТ РСФСР 1971 г. носили классовый характер, базировались на коммунистической идеологии. В начале этих законов была размещена преамбула. Так, в преамбуле Основ акцентировалось внимание на том, что «в социалистическом обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудиться. Также в преамбуле указывалось, что «в СССР действует принцип социализма: от каждого по его способности, каждому – по его труду, труд является обязанностью и моральным долгом каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест».

КЗоТ:

КЗоТ РСФСР 1971 г. расширил юридические гарантии работникам, установив ряд новых правил:

- гарантии при приеме на работу

- гарантии от незаконных удержаний из заработной платы

- были установлены последствия незаконного увольнения работников

- повышена ответственность работодателей за незаконное увольнение и перевод работников.

- По свидетельству современных исследователей КЗоТ 1971 г. «устанавливал достаточно высокий уровень гарантий для работников, и степень их социальной защищенности была гораздо выше, чем в настоящее время». Например, срок испытания при приеме на работу в соответствии со ст. 22 КЗоТ 1971 г. составлял не более одной недели для рабочих, двух недель – для служащих, кроме ответственных работников, и одного месяца – для ответственных работников (в настоящее время для большинства работников срок испытания не может превышать трех месяцев).

- По КЗоТ 1971 г. увольнение рабочего или служащего по инициативе администрации предприятия (прогул, сокращение штатов, несоответствие занимаемой должности и т. п.) допускалось только при получении согласия со стороны профсоюза. В настоящее время такое согласие для увольнения работника не требуется.

- Согласно КЗоТ РСФСР 1971 г. стороной трудовых отношений от лица работодателя, в отличие от КЗоТ 1922 г. и действующего ТК РФ, могли выступать лишь юридические лица (предприятие, учреждение либо организация). Тем самым законодателем подчеркивалась невозможность в условиях социализма установления трудовых отношений с работодателем-физическим лицом.

- Работник в любое время мог расторгнуть трудовой договор с работодателем, только если он был заключен на неопределенный срок. Срочный же трудовой договор работник мог расторгнуть только при наличии уважительных причин (болезнь или инвалидность, препятствующие выполнению работы по договору, нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам). Позднее была усложнена возможность для работника уволиться и при наличии бессрочного трудового договора – срок предупреждения об увольнении был

140

вначале увеличен до одного месяца, а затем и вовсе до двух месяцев. Следует отметить, что в советском трудовом законодательстве, в отличие от действующего в настоящее время, отсутствовали основания для заключения срочного трудового договора, что позволяло работодателю широко прибегать к его использованию на практике.

Другие нормативные акты:

После принятия КЗоТ РСФСР 1971 г. в сфере труда были приняты важные нормативные акты, развивавшие положения Кодекса. К их числу, в частности, относились утвержденные Указами Президиума Верховного Совета СССР: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (от 27 сентября 1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (от 20 мая 1974 г.), Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (от 13 июля 1976 г.). Также были приняты специальные нормативные акты, касавшиеся труда отдельных категорий работников (например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» и «Об условиях труда временных рабочих и служащих»).

- Позднее важные права в сфере труда были закреплены в Конституции СССР 1977 г. Основной закон расширил содержание права на труд, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Также в нем содержались и положения об обязанности каждого гражданина добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция закрепляла следующие права граждан в области социально-трудовых отношений: на отдых, на охрану здоровья, здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профсоюзы, на участие в управлении производством, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

- Среди трудоправовых актов следует также выделить принятый 17 июня 1983 г. Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Он предусматривал широкое привлечение трудовых коллективов в лице их собраний и конференций к участию в планировании, организации производства, поощрении отличившихся работников, решении социально-бытовых вопросов. При этом решения, принимавшиеся трудовыми коллективами для администрации, носили рекомендательный характер, что на практике зачастую не позволяло в полной мере учитывать интересы трудящихся.

Недостатки:

В советском трудовом законодательстве второй половины ХХ в. имели место и недостатки, основная часть которых являлась наследием довоенной эпохи. Так, советское государство (как работодатель-монополист) устанавливало унифицированные для всех предприятий правила, непосредственно вмешиваясь в организацию труда и заработной платы. Примером этому служит такое «советское изобретение», как схемы должностных окладов, обязательные для всех организаций, независимо от месторасположения, отрасли, рентабельности, значимости для народного хозяйства и других факторов. Заработная плата работников на территории всего СССР определялась на основании этих схем.

В СССР в рассматриваемую эпоху проводилась политика полной занятости населения, поэтому право на труд сопровождалось обязанностью трудиться. В связи с этим государством активно применялось внеэкономическое принуждение к труду в отношении граждан, не желавших работать в общественном производстве (их называли тунеядцами). В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими

141

антиобщественный, паразитический образ жизни», такие граждане должны были подвергаться приводу в органы внутренних дел для официального предостережения о привлечении в административном порядке к труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или в других местностях в пределах данной области. Лица, уклонявшиеся от работы после сделанного им официального предостережения, привлекались в административном порядке к труду на указанных объектах. А лица, злостно уклонявшиеся от выполнения решения исполкома советов о трудоустройстве, привлекались к уголовной ответственности по ст. 209-1 УК РСФСР 1960 г. («тунеядство»), санкция которой предусматривала лишение свободы на срок до одного года. После отмены в 1975 г. ст. 209-1 УК РСФСР уклонение от общественно полезного труда стало наказываться по ст. 209, предусматривавшей наказание за паразитический образ жизни в течение длительного времени (эта норма действовала до 1991 г.).

Колхозное право:

В 1969 г. на III Всесоюзном съезде колхозников был принят новый Примерный устав колхоза. На основе Примерного устава в колхозах должны были приниматься свои внутренние уставы. Этим актом были расширены права колхозников в распределении доходов, в планировании деятельности колхоза, закреплялся новый принцип оплаты труда членов колхозов – ежемесячное авансирование колхозников в счет окончательного распределения доходов, производившегося в конце хозяйственного года. Также в Примерном уставе закреплялось право членов колхозов на государственное пенсионное обеспечение по старости и на иные социальные выплаты


Трудовое право в СССР во второй половине XXв. Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970г. и Кодекс законов о труде РСФСР 1971г.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде.

Он был утвержден Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. и вступил в силу с 1 января 1971 г. В части, не противоречившей ТК РФ, Основы действовали до 30 июля 2006 г. Основы состояли из 15 глав и 107 статей. В Основах законодательства о труде был заложен принцип разграничения компетенции союза и союзных республик в области правового регулирования труда рабочих и служащих.

Большинство вопросов было отнесено к ведению Союза ССР либо к совместному ведению союзных и республиканских органов.

139

В ведении союзных республик оставался весьма узкий круг вопросов: случаи применения сверхурочных работ, случаи привлечения к работе в выходные дни и сроки выплаты заработной платы.

На базе союзных Основ позднее были подготовлены республиканские кодексы о труде, в том числе и КЗоТ РСФСР.

Он был утвержден Указом Верховного Совета РСФСР 1 декабря 1971 г. и вступил в силу с 1 апреля 1972 г. (этот КЗоТ был предшественником современного ТК РФ и действовал до его вступления в силу, то есть до 1 февраля 2002 г.).

Структура КЗоТ была похожей на структуру союзных Основ (18 глав, 256 статей), Нововведением являлась только последняя глава XVIII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Как и другие кодифицированные акты послевоенной эпохи, Основы 1970 г. и КЗоТ РСФСР 1971 г. носили классовый характер, базировались на коммунистической идеологии. В начале этих законов была размещена преамбула. Так, в преамбуле Основ акцентировалось внимание на том, что «в социалистическом обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудиться. Также в преамбуле указывалось, что «в СССР действует принцип социализма: от каждого по его способности, каждому – по его труду, труд является обязанностью и моральным долгом каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест».

КЗоТ:

КЗоТ РСФСР 1971 г. расширил юридические гарантии работникам, установив ряд новых правил:

- гарантии при приеме на работу

- гарантии от незаконных удержаний из заработной платы

- были установлены последствия незаконного увольнения работников

- повышена ответственность работодателей за незаконное увольнение и перевод работников.

- По свидетельству современных исследователей КЗоТ 1971 г. «устанавливал достаточно высокий уровень гарантий для работников, и степень их социальной защищенности была гораздо выше, чем в настоящее время». Например, срок испытания при приеме на работу в соответствии со ст. 22 КЗоТ 1971 г. составлял не более одной недели для рабочих, двух недель – для служащих, кроме ответственных работников, и одного месяца – для ответственных работников (в настоящее время для большинства работников срок испытания не может превышать трех месяцев).

- По КЗоТ 1971 г. увольнение рабочего или служащего по инициативе администрации предприятия (прогул, сокращение штатов, несоответствие занимаемой должности и т. п.) допускалось только при получении согласия со стороны профсоюза. В настоящее время такое согласие для увольнения работника не требуется.

- Согласно КЗоТ РСФСР 1971 г. стороной трудовых отношений от лица работодателя, в отличие от КЗоТ 1922 г. и действующего ТК РФ, могли выступать лишь юридические лица (предприятие, учреждение либо организация). Тем самым законодателем подчеркивалась невозможность в условиях социализма установления трудовых отношений с работодателем-физическим лицом.

- Работник в любое время мог расторгнуть трудовой договор с работодателем, только если он был заключен на неопределенный срок. Срочный же трудовой договор работник мог расторгнуть только при наличии уважительных причин (болезнь или инвалидность, препятствующие выполнению работы по договору, нарушения администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора и по другим уважительным причинам). Позднее была усложнена возможность для работника уволиться и при наличии бессрочного трудового договора – срок предупреждения об увольнении был

140

вначале увеличен до одного месяца, а затем и вовсе до двух месяцев. Следует отметить, что в советском трудовом законодательстве, в отличие от действующего в настоящее время, отсутствовали основания для заключения срочного трудового договора, что позволяло работодателю широко прибегать к его использованию на практике.

Другие нормативные акты:

После принятия КЗоТ РСФСР 1971 г. в сфере труда были приняты важные нормативные акты, развивавшие положения Кодекса. К их числу, в частности, относились утвержденные Указами Президиума Верховного Совета СССР: Положение о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (от 27 сентября 1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (от 20 мая 1974 г.), Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (от 13 июля 1976 г.). Также были приняты специальные нормативные акты, касавшиеся труда отдельных категорий работников (например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» и «Об условиях труда временных рабочих и служащих»).

- Позднее важные права в сфере труда были закреплены в Конституции СССР 1977 г. Основной закон расширил содержание права на труд, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Также в нем содержались и положения об обязанности каждого гражданина добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину. Конституция закрепляла следующие права граждан в области социально-трудовых отношений: на отдых, на охрану здоровья, здоровые и безопасные условия труда, на объединение в профсоюзы, на участие в управлении производством, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

- Среди трудоправовых актов следует также выделить принятый 17 июня 1983 г. Закон «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». Он предусматривал широкое привлечение трудовых коллективов в лице их собраний и конференций к участию в планировании, организации производства, поощрении отличившихся работников, решении социально-бытовых вопросов. При этом решения, принимавшиеся трудовыми коллективами для администрации, носили рекомендательный характер, что на практике зачастую не позволяло в полной мере учитывать интересы трудящихся.

Недостатки:

В советском трудовом законодательстве второй половины ХХ в. имели место и недостатки, основная часть которых являлась наследием довоенной эпохи. Так, советское государство (как работодатель-монополист) устанавливало унифицированные для всех предприятий правила, непосредственно вмешиваясь в организацию труда и заработной платы. Примером этому служит такое «советское изобретение», как схемы должностных окладов, обязательные для всех организаций, независимо от месторасположения, отрасли, рентабельности, значимости для народного хозяйства и других факторов. Заработная плата работников на территории всего СССР определялась на основании этих схем.

В СССР в рассматриваемую эпоху проводилась политика полной занятости населения, поэтому право на труд сопровождалось обязанностью трудиться. В связи с этим государством активно применялось внеэкономическое принуждение к труду в отношении граждан, не желавших работать в общественном производстве (их называли тунеядцами). В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими

141

антиобщественный, паразитический образ жизни», такие граждане должны были подвергаться приводу в органы внутренних дел для официального предостережения о привлечении в административном порядке к труду на предприятиях (стройках), расположенных в районе их постоянного места жительства или в других местностях в пределах данной области. Лица, уклонявшиеся от работы после сделанного им официального предостережения, привлекались в административном порядке к труду на указанных объектах. А лица, злостно уклонявшиеся от выполнения решения исполкома советов о трудоустройстве, привлекались к уголовной ответственности по ст. 209-1 УК РСФСР 1960 г. («тунеядство»), санкция которой предусматривала лишение свободы на срок до одного года. После отмены в 1975 г. ст. 209-1 УК РСФСР уклонение от общественно полезного труда стало наказываться по ст. 209, предусматривавшей наказание за паразитический образ жизни в течение длительного времени (эта норма действовала до 1991 г.).

Колхозное право:

В 1969 г. на III Всесоюзном съезде колхозников был принят новый Примерный устав колхоза. На основе Примерного устава в колхозах должны были приниматься свои внутренние уставы. Этим актом были расширены права колхозников в распределении доходов, в планировании деятельности колхоза, закреплялся новый принцип оплаты труда членов колхозов – ежемесячное авансирование колхозников в счет окончательного распределения доходов, производившегося в конце хозяйственного года. Также в Примерном уставе закреплялось право членов колхозов на государственное пенсионное обеспечение по старости и на иные социальные выплаты