aah5713_scrpe_a.

Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны.

Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны.

Государство в условиях военного времени.

22 июня 1941 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Было введено военное положение, объявлена мобилизация. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции государства также были подчинены решению основной задачи — разбить врага.

В период войны продолжали действовать все органы государственной власти, предусмотренные Конституцией СССР 1936 г. (Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР, Верховные советы союзных республик, областные советы и др.). При этом не проводились очередные выборы в органы советской власти и продолжали работать Советы старого созыва. Высший орган власти – Верховный Совет СССР в годы войны в силу чрезвычайных обстоятельств работал нерегулярно, периодичность созыва сессий этого органа нарушалась. Фактически все основные решения в данный период оперативно принимались Президиумом Верховного Совета СССР посредством указов. Также в условиях военного времени продолжали функционировать и органы отраслевого управления – народные комиссариаты, но их система была изменена за счет формирования специальных военно–промышленных наркоматов (например, танковой промышленности, минометного вооружения). Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особых органов власти. Так, 30 июня 1941 г. был образован Государственный комитет обороны (ГКО), в который входили высшие государственные и партийные деятели. ГКО на период войны стал высшим органом государственной власти. К числу ключевых органов, созданных в начальный период войны, относились также Ставка Верховного Главнокомандования, являвшаяся высшим военным органом, и Совет по эвакуации, деятельность которого обеспечила быстрый перевод экономики страны на военные рельсы. Позднее создавались и другие органы. Так, в августе 1943 г. при СНК

128

СССР был образован специальный Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации. В период войны в СССР произошли определенные территориальные изменения. Так, в 1944 г. в состав Советского государства на добровольной основе вошла Тувинская Народная Республика на основании решения высшего органа власти Тувы – Малого Хурала. Решение о принятии Тувы в состав СССР было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1944 г. В итоге Тува была включена в состав РСФСР на правах автономной области. В 1945 г. был подписан договор между Чехословакией и СССР, в соответствии с которым в состав Советского государства вошла Закарпатская Украина, – она была включена в состав Украинской ССР. В этом же году по договору СССР с Польшей был произведен обмен территориями – Белостокская область отошла к Польскому государству, а район с центром в городе Владимир-Волынский – к Украинской ССР. На Крымской конференции в феврале 1945 г. решение о присоединении к СССР западных областей Украины и Белоруссии было признано правомерным. После победы над Германией и Японией к СССР официально перешла часть Восточной Пруссии, а также территория Южного Сахалина и Курильские острова.

Изменения в праве в этот период обусловлены прежде всего войной с фашистской Германией и решали проблемы, вызванные ею.

В условиях военного времени сохраняли свою силу нормативные акты, принятые в довоенный период. Как и государственный механизм, в части своей они оказались применимы в чрезвычайной обстановке. С целью эффективного регулирования общественных отношений в период войны было сформировано законодательство военного времени, которое было весьма жестким, но в итоге обеспечило победу над врагом. Большинство актов, принятых во время войны, носило временный характер. Вскоре после ее окончания они либо были отменены, либо сами утратили силу в связи с изменением обстановки. Однако ряд актов (например, в семейном праве) продолжали действовать и в послевоенную эпоху. Законов в годы войны было издано мало, так как Верховный Совет СССР собирался редко и нерегулярно. Гораздо чаще принимались указы Президиума Верховного Совета СССР.

Гражданское право:

Военным временем были обусловлены изменения в правовом регулировании имущественных отношений. Так, государством устанавливались ограничения прав собственности на определенное имущество. Для противодействия возможным паническим настроениям все граждане должны были сдать имевшиеся у них радиоприемники; для нужд фронта государство осуществляло реквизицию автомашин и других транспортных средств, у колхозов происходило отчуждение лошадей и техники.

Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории, так что всякого рода гражданско-правовые сделки, совершённые на территории во время её оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства, признавались недействительными. Так, имущество эвакуировавшихся граждан оказывалось в чужом фактическом владении, причем эти владельцы нередко не склонны были возвращать имущество по принадлежности. Во многих случаях вещи выбывших граждан переходили до их возвращения из одних рук в другие. Поэтому одной из наиболее распространенных категорий дел в судах в период войны и в первые послевоенные годы стали споры о возврате имущества из чужого незаконного владения (виндикация).

Государство стремилось обеспечить дополнительными правовыми гарантиями в первую очередь собственников (владельцев) – фронтовиков и членов их семей. Так, в августе 1941 г. СНК СССР установил, что на время войны за всеми лицами, состоявшими на военной службе, бесплатно сохранялась их жилая площадь. Временные жильцы, поселившиеся в

129

жилом помещении военнослужащего, должны были немедленно ее освободить по возвращении хозяина. За эвакуированными гражданами также сохранялась их жилплощадь при условии надлежащего оформления эвакуации и внесения квартплаты. В этом случае возвратившийся из эвакуации был вправе в судебном порядке требовать освобождения занятого жилья. Если же жилье было предоставлено лицу, переселенному из разрушенного здания, возвратившийся мог ходатайствовать в местном совете о выделении ему другой жилплощади. Не сохранялось жилье только за одной категорией эвакуированных – теми, кто уехал вместе со своим перевезенным предприятием. Такие граждане получали жилье на новом месте, а их прежняя жилплощадь поступала в распоряжение местных советов для наделения нуждавшихся в ней лиц.

Изменения в годы войны произошли и в советском наследственном праве. Значительное ухудшение материального положения граждан поставило на повестку дня вопрос об упрощении для наследников процедуры получения наследства. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1942 г. были приостановлены «в связи с обстоятельствами военного времени» сроки принятия наследства по ст. 430 и 433 ГК РСФСР (они составляли 6 месяцев). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры. 14 марта 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «О наследовании по закону и по завещанию». Он значительно изменил механизм наследования – впервые в наследственном праве устанавливалась очередность наследования (3 очереди). Наследники первой очереди наследовали имущество в равных долях, наследники последующих очередей могли привлекаться к наследованию только при отсутствии наследников предшествующей очереди. По завещанию гражданин мог оставить свое имущество одному или нескольким лицам из числа наследников по закону (любой очереди), а также государственным органам и общественным организациям. Тем самым свобода завещания была ограничена кругом наследников по закону. Наследодатель получал право оставить наследство любому лицу только в том случае, если у него не было наследников по закону.

Семенное право:

Семенное право было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о супругах.

- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В соответствии с данным актом налогом облагались одинокие и семейные, не имевшие детей граждане: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины в возрасте от 20 до 45 лет. От уплаты налога освобождались военнослужащие и их жены, учащиеся средних и высших учебных заведений (мужчины – до 25 лет, женщины – до 23 лет), лица, которым по состоянию здоровья было противопоказано деторождение.граждан.

- 8 июля 1944 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждения ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». Этот акт, несмотря на его отдельные достоинства (например, был увеличен отпуск женщине по беременности и родам с 63 до 77 дней, вводились государственные награды женщинам–матерям), мгновенно отбросил отечественное семейное законодательство на столетие назад.

- В соответствии с Указом от 8 июля 1944 г. перестали порождать правовые последствия фактические брачные отношения, юридическую силу имел теперь только официально зарегистрированный брак. Всем лицам, состоявшим в отношениях фактического супружества с 1926 по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату вступления в фактические брачные отношения и общих детей. В противном случае их брак

130

терял юридическое значение. Многие подобные отношения не могли быть зарегистрированы, поскольку один из супругов погиб или пропал без вести на фронте.

- Принципиальные изменения внёс Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года: согласно ему, права и обязанности супругов порождал только зарегистрированный брак. Всем лицам, состоявшим в отношениях фактического супружества с 1926 по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату вступления в фактические брачные отношения и общих детей. В противном случае их брак терял юридическое значение. Многие подобные отношения не могли быть зарегистрированы, поскольку один из супругов погиб или пропал без вести на фронте.

- Усложнялся процесс развода, который производился теперь только в судебном порядке. Причём процесс состоял из двух стадий: принятие мер к примирению супругов в народном суде и решение вопроса о разводе в суде вышестоящем. - - Указ запрещал установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Добровольное признание отцовства, а также отыскание отца в судебном порядке запрещалось. У детей не возникало права на получение алиментов от фактического отца. Незначительное смягчение указанных правил произошло 14 марта 1945 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью. Для того чтобы учесть интересы внебрачных детей, государство выплачивало их матерям денежные пособия. Однако они были очень незначительны (50 рублей) и не могли заменить алиментные платежи.

- В 1943 году были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении. Усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей с присвоением им фамилии и отчества усыновителей.

Трудовое право.

В связи обстановкой военного времени чрезвычайные меры в сфере правового регулирования труда, предпринятые в предвоенный период, были еще более ужесточены

- 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ.

- Указ от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», администрация предприятий получала право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день. Кроме того, этим же указом отменялись очередные и дополнительные отпуска. Отпуска сохранялись только за подростками, не достигшими 16-летнего возраста, остальным работникам предусматривалась денежная компенсация, которая переводилась на депозит и до окончания войны не могла быть получена.

- 26 декабря 1941 г. был издан очередной Указ Президиума Верховного Совета СССР, который значительно повысил ответственность за самовольный уход с работы граждан, трудившихся на предприятиях военной промышленности. Этот указ объявил всех рабочих и служащих предприятий военной промышленности мобилизованными и закрепленными на период войны за теми предприятиями, на которых они работали. За нарушение этой нормы виновный привлекался к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет. Позднее положения этого Указа были распространены на другие категории работников (в угольной, нефтяной, текстильной и другой промышленности).

- 26 декабря 1941 г. был издан очередной Указ Президиума Верховного Совета СССР, который значите Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. все рабочие и служащие железнодорожного транспорта были признаны мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте на все время войны. Позднее этот указ был распространен на трудящихся речного и морского транспорта.

131

- 10 августа 1942 г. было принято Постановление СНК СССР, которое подробно определяло порядок привлечения граждан к трудовой повинности (сроки привлечения, оплата труда, основания освобождения от выполнения повинности). Привлечение к трудовой повинности допускалось на срок до 2 месяцев для заготовки топлива и других оборонных работ, в том числе и в другой местности. Освобождались от повинности женщины в возрасте до 16 и старше 50 лет и мужчины в возрасте до 16 и старше 55 лет.

- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

- 6 июня 1945 года была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве. Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году. На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6 - 10-х классов, студентов техникумов и вузов. В колхозном праве того периода были введены и действовали чрезвычайные меры.

Уголовное право.

В годы Великой Отечественной войны общая часть советского уголовного права не подвергалась существенным изменениям. В силу того что на оккупированных врагом территориях продолжало действовать советское право, за все деяния, совершенные советскими гражданами и считавшиеся преступными по советскому уголовному законодательству, они подлежали соответствующей ответственности. При этом наиболее жесткие меры применялись к лицам, изменявшим своему государству и сотрудничавшим с оккупантами. Что касается особенной части, то были криминализированы деяния, характерные для военной эпохи.

- Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. была введена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения – за совершение таких действий предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

- В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну. Санкцией за такое деяние предусматривалось лишение свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан – до 3 лет.

- 19 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, в соответствии с которым за пособничество фашистам и преступления против местного населения на оккупированных территориях вводились новые виды наказаний – повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.


Советское государство и право в годы Великой Отечественной войны.

Государство в условиях военного времени.

22 июня 1941 года был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении». Было введено военное положение, объявлена мобилизация. Функция обороны страны от внешних врагов стала основной функцией советского государства. Все остальные функции государства также были подчинены решению основной задачи — разбить врага.

В период войны продолжали действовать все органы государственной власти, предусмотренные Конституцией СССР 1936 г. (Верховный Совет СССР, Президиум Верховного Совета СССР, СНК СССР, Верховные советы союзных республик, областные советы и др.). При этом не проводились очередные выборы в органы советской власти и продолжали работать Советы старого созыва. Высший орган власти – Верховный Совет СССР в годы войны в силу чрезвычайных обстоятельств работал нерегулярно, периодичность созыва сессий этого органа нарушалась. Фактически все основные решения в данный период оперативно принимались Президиумом Верховного Совета СССР посредством указов. Также в условиях военного времени продолжали функционировать и органы отраслевого управления – народные комиссариаты, но их система была изменена за счет формирования специальных военно–промышленных наркоматов (например, танковой промышленности, минометного вооружения). Чрезвычайные условия военного времени потребовали создания особых органов власти. Так, 30 июня 1941 г. был образован Государственный комитет обороны (ГКО), в который входили высшие государственные и партийные деятели. ГКО на период войны стал высшим органом государственной власти. К числу ключевых органов, созданных в начальный период войны, относились также Ставка Верховного Главнокомандования, являвшаяся высшим военным органом, и Совет по эвакуации, деятельность которого обеспечила быстрый перевод экономики страны на военные рельсы. Позднее создавались и другие органы. Так, в августе 1943 г. при СНК

128

СССР был образован специальный Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от оккупации. В период войны в СССР произошли определенные территориальные изменения. Так, в 1944 г. в состав Советского государства на добровольной основе вошла Тувинская Народная Республика на основании решения высшего органа власти Тувы – Малого Хурала. Решение о принятии Тувы в состав СССР было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 октября 1944 г. В итоге Тува была включена в состав РСФСР на правах автономной области. В 1945 г. был подписан договор между Чехословакией и СССР, в соответствии с которым в состав Советского государства вошла Закарпатская Украина, – она была включена в состав Украинской ССР. В этом же году по договору СССР с Польшей был произведен обмен территориями – Белостокская область отошла к Польскому государству, а район с центром в городе Владимир-Волынский – к Украинской ССР. На Крымской конференции в феврале 1945 г. решение о присоединении к СССР западных областей Украины и Белоруссии было признано правомерным. После победы над Германией и Японией к СССР официально перешла часть Восточной Пруссии, а также территория Южного Сахалина и Курильские острова.

Изменения в праве в этот период обусловлены прежде всего войной с фашистской Германией и решали проблемы, вызванные ею.

В условиях военного времени сохраняли свою силу нормативные акты, принятые в довоенный период. Как и государственный механизм, в части своей они оказались применимы в чрезвычайной обстановке. С целью эффективного регулирования общественных отношений в период войны было сформировано законодательство военного времени, которое было весьма жестким, но в итоге обеспечило победу над врагом. Большинство актов, принятых во время войны, носило временный характер. Вскоре после ее окончания они либо были отменены, либо сами утратили силу в связи с изменением обстановки. Однако ряд актов (например, в семейном праве) продолжали действовать и в послевоенную эпоху. Законов в годы войны было издано мало, так как Верховный Совет СССР собирался редко и нерегулярно. Гораздо чаще принимались указы Президиума Верховного Совета СССР.

Гражданское право:

Военным временем были обусловлены изменения в правовом регулировании имущественных отношений. Так, государством устанавливались ограничения прав собственности на определенное имущество. Для противодействия возможным паническим настроениям все граждане должны были сдать имевшиеся у них радиоприемники; для нужд фронта государство осуществляло реквизицию автомашин и других транспортных средств, у колхозов происходило отчуждение лошадей и техники.

Советские законы считались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории, так что всякого рода гражданско-правовые сделки, совершённые на территории во время её оккупации, если они не соответствовали советским законам или нарушали интересы советского государства, признавались недействительными. Так, имущество эвакуировавшихся граждан оказывалось в чужом фактическом владении, причем эти владельцы нередко не склонны были возвращать имущество по принадлежности. Во многих случаях вещи выбывших граждан переходили до их возвращения из одних рук в другие. Поэтому одной из наиболее распространенных категорий дел в судах в период войны и в первые послевоенные годы стали споры о возврате имущества из чужого незаконного владения (виндикация).

Государство стремилось обеспечить дополнительными правовыми гарантиями в первую очередь собственников (владельцев) – фронтовиков и членов их семей. Так, в августе 1941 г. СНК СССР установил, что на время войны за всеми лицами, состоявшими на военной службе, бесплатно сохранялась их жилая площадь. Временные жильцы, поселившиеся в

129

жилом помещении военнослужащего, должны были немедленно ее освободить по возвращении хозяина. За эвакуированными гражданами также сохранялась их жилплощадь при условии надлежащего оформления эвакуации и внесения квартплаты. В этом случае возвратившийся из эвакуации был вправе в судебном порядке требовать освобождения занятого жилья. Если же жилье было предоставлено лицу, переселенному из разрушенного здания, возвратившийся мог ходатайствовать в местном совете о выделении ему другой жилплощади. Не сохранялось жилье только за одной категорией эвакуированных – теми, кто уехал вместе со своим перевезенным предприятием. Такие граждане получали жилье на новом месте, а их прежняя жилплощадь поступала в распоряжение местных советов для наделения нуждавшихся в ней лиц.

Изменения в годы войны произошли и в советском наследственном праве. Значительное ухудшение материального положения граждан поставило на повестку дня вопрос об упрощении для наследников процедуры получения наследства. Так, Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1942 г. были приостановлены «в связи с обстоятельствами военного времени» сроки принятия наследства по ст. 430 и 433 ГК РСФСР (они составляли 6 месяцев). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры. 14 марта 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был издан Указ «О наследовании по закону и по завещанию». Он значительно изменил механизм наследования – впервые в наследственном праве устанавливалась очередность наследования (3 очереди). Наследники первой очереди наследовали имущество в равных долях, наследники последующих очередей могли привлекаться к наследованию только при отсутствии наследников предшествующей очереди. По завещанию гражданин мог оставить свое имущество одному или нескольким лицам из числа наследников по закону (любой очереди), а также государственным органам и общественным организациям. Тем самым свобода завещания была ограничена кругом наследников по закону. Наследодатель получал право оставить наследство любому лицу только в том случае, если у него не было наследников по закону.

Семенное право:

Семенное право было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о супругах.

- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В соответствии с данным актом налогом облагались одинокие и семейные, не имевшие детей граждане: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины в возрасте от 20 до 45 лет. От уплаты налога освобождались военнослужащие и их жены, учащиеся средних и высших учебных заведений (мужчины – до 25 лет, женщины – до 23 лет), лица, которым по состоянию здоровья было противопоказано деторождение.граждан.

- 8 июля 1944 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждения ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». Этот акт, несмотря на его отдельные достоинства (например, был увеличен отпуск женщине по беременности и родам с 63 до 77 дней, вводились государственные награды женщинам–матерям), мгновенно отбросил отечественное семейное законодательство на столетие назад.

- В соответствии с Указом от 8 июля 1944 г. перестали порождать правовые последствия фактические брачные отношения, юридическую силу имел теперь только официально зарегистрированный брак. Всем лицам, состоявшим в отношениях фактического супружества с 1926 по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату вступления в фактические брачные отношения и общих детей. В противном случае их брак

130

терял юридическое значение. Многие подобные отношения не могли быть зарегистрированы, поскольку один из супругов погиб или пропал без вести на фронте.

- Принципиальные изменения внёс Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года: согласно ему, права и обязанности супругов порождал только зарегистрированный брак. Всем лицам, состоявшим в отношениях фактического супружества с 1926 по 1944 г., предписывалось зарегистрировать брак, указав при этом дату вступления в фактические брачные отношения и общих детей. В противном случае их брак терял юридическое значение. Многие подобные отношения не могли быть зарегистрированы, поскольку один из супругов погиб или пропал без вести на фронте.

- Усложнялся процесс развода, который производился теперь только в судебном порядке. Причём процесс состоял из двух стадий: принятие мер к примирению супругов в народном суде и решение вопроса о разводе в суде вышестоящем. - - Указ запрещал установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Добровольное признание отцовства, а также отыскание отца в судебном порядке запрещалось. У детей не возникало права на получение алиментов от фактического отца. Незначительное смягчение указанных правил произошло 14 марта 1945 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью. Для того чтобы учесть интересы внебрачных детей, государство выплачивало их матерям денежные пособия. Однако они были очень незначительны (50 рублей) и не могли заменить алиментные платежи.

- В 1943 году были приняты нормативные акты о патронировании, опеке и усыновлении. Усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей с присвоением им фамилии и отчества усыновителей.

Трудовое право.

В связи обстановкой военного времени чрезвычайные меры в сфере правового регулирования труда, предпринятые в предвоенный период, были еще более ужесточены

- 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ.

- Указ от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», администрация предприятий получала право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день. Кроме того, этим же указом отменялись очередные и дополнительные отпуска. Отпуска сохранялись только за подростками, не достигшими 16-летнего возраста, остальным работникам предусматривалась денежная компенсация, которая переводилась на депозит и до окончания войны не могла быть получена.

- 26 декабря 1941 г. был издан очередной Указ Президиума Верховного Совета СССР, который значительно повысил ответственность за самовольный уход с работы граждан, трудившихся на предприятиях военной промышленности. Этот указ объявил всех рабочих и служащих предприятий военной промышленности мобилизованными и закрепленными на период войны за теми предприятиями, на которых они работали. За нарушение этой нормы виновный привлекался к уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет. Позднее положения этого Указа были распространены на другие категории работников (в угольной, нефтяной, текстильной и другой промышленности).

- 26 декабря 1941 г. был издан очередной Указ Президиума Верховного Совета СССР, который значите Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1943 г. все рабочие и служащие железнодорожного транспорта были признаны мобилизованными и закреплялись для работы на транспорте на все время войны. Позднее этот указ был распространен на трудящихся речного и морского транспорта.

131

- 10 августа 1942 г. было принято Постановление СНК СССР, которое подробно определяло порядок привлечения граждан к трудовой повинности (сроки привлечения, оплата труда, основания освобождения от выполнения повинности). Привлечение к трудовой повинности допускалось на срок до 2 месяцев для заготовки топлива и других оборонных работ, в том числе и в другой местности. Освобождались от повинности женщины в возрасте до 16 и старше 50 лет и мужчины в возрасте до 16 и старше 55 лет.

- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

- 6 июня 1945 года была учреждена медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве. Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году. На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6 - 10-х классов, студентов техникумов и вузов. В колхозном праве того периода были введены и действовали чрезвычайные меры.

Уголовное право.

В годы Великой Отечественной войны общая часть советского уголовного права не подвергалась существенным изменениям. В силу того что на оккупированных врагом территориях продолжало действовать советское право, за все деяния, совершенные советскими гражданами и считавшиеся преступными по советскому уголовному законодательству, они подлежали соответствующей ответственности. При этом наиболее жесткие меры применялись к лицам, изменявшим своему государству и сотрудничавшим с оккупантами. Что касается особенной части, то были криминализированы деяния, характерные для военной эпохи.

- Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. была введена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения – за совершение таких действий предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

- В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. устанавливалась ответственность за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну. Санкцией за такое деяние предусматривалось лишение свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан – до 3 лет.

- 19 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, в соответствии с которым за пособничество фашистам и преступления против местного населения на оккупированных территориях вводились новые виды наказаний – повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.