aah5713_scrpe_a.

Конституция СССР 1936 г.: структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

Конституция СССР 1936 г.: структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

Неофициальные названия: «Сталинская конституция», «Конституция победившего социализма».

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов и официально опубликована 6 декабря. Действовала (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.

Структура: Принятая в 1936 году конституция содержала 13 глав и 146 статей.

Главы: Общественное устройство; Государственное устройство; Высшие органы государственной власти СССР; Высшие органы государственной власти Союзных республик; Органы государственного управления СССР; Органы государственного управления Союзных республик; Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик; Местные органы государственной власти; Суд и прокуратура; Основные права и обязанности граждан; Избирательная система; Герб, флаг, столица; Порядок изменения конституции.

Содержание:

Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и

121

кооперативно-колхозной. Законом допускалась мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция признавала СССР федеративным государством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала их право на свободный выход из состава СССР, разграничивала компетенцию союза и союзных республик. Количество союзных республик увеличилось с первоначальных 4 до 11. Увеличение произошло, в том числе, и за счет разделения Закавказской Федерации, республики которой – Грузия, Армения и Азербайджан – вошли в состав СССР как самостоятельные субъекты. По Конституции статус союзных республик получили Казахская ССР и Киргизская ССР, ранее являвшиеся автономными республиками в составе РСФСР. Позднее, в конце 1930–1940-х гг. в состав союзного государства вошли еще пять республик: Карело-Финская ССР, Молдавская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР, что получило закрепление в тексте Основного закона.

Конституция СССР 1936 г., как и предыдущие законодательные акты подобного уровня, устанавливала систему органов государственной власти. В ее основе, как и ранее, лежала система Советов. При этом по идеологическим соображениям в связи с официальной ликвидацией «эксплуататорских классов» советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в советы депутатов трудящихся. Этим подчеркива

лась усилившаяся социальная однородность советского общества. В Конституции уже не упоминались такие органы, как Съезд Советов СССР, ЦИК СССР и Президиум ЦИК СССР, а также соответствующие органы на республиканском уровне. В целом система государственной власти выглядела следующим образом:

1. Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, работал в сессионном режиме – в год должно было проходить по две сессии (могли созываться и внеочередные сессии по инициативе Президиума Верховного Совета или союзной республики). Верховным Советом СССР принимались нормативные акты в форме законов.

2. Президиум Верховного Совета СССР – высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат. Президиум состоял из председателя, его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов. Президиумом Верховного Совета принимались нормативные акты в форме указов, приравнивавшихся по юридической силе к законам.

3. Совет Народных комиссаров СССР (Правительство СССР) – высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР в составе председателя, его заместителей и руководителей союзных ведомств (наркомов и председателей комитетов и комиссий). Основными нормативными актами союзного СНК являлись постановления. Подобным образом формировалась система высших органов государственной власти в союзных и автономных республиках (например, в РСФСР был свой Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совнарком).

4. Народные комиссариаты – органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией СССР предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных (народные комиссариаты обороны, иностранных дел и др.), союзно-республиканских

122

(народные комиссариаты внутренних дел, легкой промышленности и др.) и республиканских. При этом система республиканских наркоматов регламентировалась конституциями союзных республик. В системе государственного управления в 1930-е гг. усиливалось значение отраслевого принципа и ослаблялась роль территориального. В этот период происходило быстрое образование новых отраслевых органов и разукрупнение прежних. Так, на основе Постановления ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. ВСНХ был разделен на три наркомата – тяжелой, легкой и лесной промышленности, которые позднее еще не раз разукрупнялись. К середине 1930–х гг. в итоге в СССР сформировалась так называемая наркоматская (позднее – министерская) система управления экономикой, которая в целом сохранялась всю последующую советскую эпоху. На региональном и местном уровнях органами государственной власти (в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах и селах) выступали соответствующие советы депутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года. У советов депутатов трудящихся всех уровней были свои исполнительные комитеты (исполкомы), занимавшиеся текущей работой.

Также Конституцией 1936 г. регламентировался статус суда и прокуратуры. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР (данная должность была введена в 1933 г. – до этого предусматривалась должность Прокурора Верховного Суда СССР). Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и областей назначались Прокурором СССР сроком на 5 лет. Органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от региональных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.

Права и обязанности граждан.

Закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан СССР. В Основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные (свобода совести и слова, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки), политические (право избирать и быть избранным, свобода печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации), социально–экономические права (право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости), духовные (право на образование). Также Конституцией гарантировалось равенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы.

В Конституции были закреплены и обязанности граждан: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность. Несмотря на достаточно широкий перечень прав и свобод, многие из них понимались законодателем в узком смысле, что значительно сужало их демократическую ценность. Так, свобода уличных шествий и демонстраций гарантировалась только тогда, когда такие действия способствовали укреплению социалистического строя. Право на отдых, 7-часовой рабочий день и материальное обеспечение в старости гарантировались только рабочим и служащим, но не колхозному крестьянству.

Избирательная система.

В отдельную XI главу в Конституции были выделены нормы, регулировавшие избирательную систему. Во все представительные органы от сельского совета до Верховного Совета СССР выборы теперь проводились непосредственно избирателями, что должно было укрепить их связь с депутатами. Избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР (в том числе, и бывшим лишенцам), достигшим ко дню выборов 18-летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей. При этом действовало только три избирательных ценза. Не могли голосовать лица, не достигшие 18 лет, душевнобольные и

123

осужденные к лишению свободы. Новый Основной закон сохранил действовавший ранее императивный депутатский мандат. Хотя в Конституции и закреплялись всеобщие, равные, прямые и тайные выборы, но на практике данные принципы не позволяли обеспечить демократический характер голосования. Причиной этому служил ранее отмеченный политический монополизм коммунистической партии, исключавший альтернативные выборы. Конституция СССР 1936 г. являлась гибкой по своему характеру, так как редактирование ее положений не требовало сложных формальных процедур. Любая норма Основного закона могла быть изменена (исключена или включена) решением Верховного Совета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат (в настоящее время в наиболее значимые главы Конституции РФ – 1, 2 и 9 вообще не могут быть внесены какие-либо поправки)


Конституция СССР 1936 г.: структура и общая характеристика. Система органов государственной власти.

Неофициальные названия: «Сталинская конституция», «Конституция победившего социализма».

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов и официально опубликована 6 декабря. Действовала (с изменениями и дополнениями) до 1977 года.

Структура: Принятая в 1936 году конституция содержала 13 глав и 146 статей.

Главы: Общественное устройство; Государственное устройство; Высшие органы государственной власти СССР; Высшие органы государственной власти Союзных республик; Органы государственного управления СССР; Органы государственного управления Союзных республик; Высшие органы государственной власти автономных Советских Социалистических Республик; Местные органы государственной власти; Суд и прокуратура; Основные права и обязанности граждан; Избирательная система; Герб, флаг, столица; Порядок изменения конституции.

Содержание:

Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране. Экономическую основу - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и

121

кооперативно-колхозной. Законом допускалась мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция признавала СССР федеративным государством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала их право на свободный выход из состава СССР, разграничивала компетенцию союза и союзных республик. Количество союзных республик увеличилось с первоначальных 4 до 11. Увеличение произошло, в том числе, и за счет разделения Закавказской Федерации, республики которой – Грузия, Армения и Азербайджан – вошли в состав СССР как самостоятельные субъекты. По Конституции статус союзных республик получили Казахская ССР и Киргизская ССР, ранее являвшиеся автономными республиками в составе РСФСР. Позднее, в конце 1930–1940-х гг. в состав союзного государства вошли еще пять республик: Карело-Финская ССР, Молдавская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Эстонская ССР, что получило закрепление в тексте Основного закона.

Конституция СССР 1936 г., как и предыдущие законодательные акты подобного уровня, устанавливала систему органов государственной власти. В ее основе, как и ранее, лежала система Советов. При этом по идеологическим соображениям в связи с официальной ликвидацией «эксплуататорских классов» советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в советы депутатов трудящихся. Этим подчеркива

лась усилившаяся социальная однородность советского общества. В Конституции уже не упоминались такие органы, как Съезд Советов СССР, ЦИК СССР и Президиум ЦИК СССР, а также соответствующие органы на республиканском уровне. В целом система государственной власти выглядела следующим образом:

1. Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей, работал в сессионном режиме – в год должно было проходить по две сессии (могли созываться и внеочередные сессии по инициативе Президиума Верховного Совета или союзной республики). Верховным Советом СССР принимались нормативные акты в форме законов.

2. Президиум Верховного Совета СССР – высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат. Президиум состоял из председателя, его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов. Президиумом Верховного Совета принимались нормативные акты в форме указов, приравнивавшихся по юридической силе к законам.

3. Совет Народных комиссаров СССР (Правительство СССР) – высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР в составе председателя, его заместителей и руководителей союзных ведомств (наркомов и председателей комитетов и комиссий). Основными нормативными актами союзного СНК являлись постановления. Подобным образом формировалась система высших органов государственной власти в союзных и автономных республиках (например, в РСФСР был свой Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совнарком).

4. Народные комиссариаты – органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией СССР предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных (народные комиссариаты обороны, иностранных дел и др.), союзно-республиканских

122

(народные комиссариаты внутренних дел, легкой промышленности и др.) и республиканских. При этом система республиканских наркоматов регламентировалась конституциями союзных республик. В системе государственного управления в 1930-е гг. усиливалось значение отраслевого принципа и ослаблялась роль территориального. В этот период происходило быстрое образование новых отраслевых органов и разукрупнение прежних. Так, на основе Постановления ЦИК и СНК СССР от 5 января 1932 г. ВСНХ был разделен на три наркомата – тяжелой, легкой и лесной промышленности, которые позднее еще не раз разукрупнялись. К середине 1930–х гг. в итоге в СССР сформировалась так называемая наркоматская (позднее – министерская) система управления экономикой, которая в целом сохранялась всю последующую советскую эпоху. На региональном и местном уровнях органами государственной власти (в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах и селах) выступали соответствующие советы депутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года. У советов депутатов трудящихся всех уровней были свои исполнительные комитеты (исполкомы), занимавшиеся текущей работой.

Также Конституцией 1936 г. регламентировался статус суда и прокуратуры. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР (данная должность была введена в 1933 г. – до этого предусматривалась должность Прокурора Верховного Суда СССР). Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и областей назначались Прокурором СССР сроком на 5 лет. Органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от региональных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.

Права и обязанности граждан.

Закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан СССР. В Основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные (свобода совести и слова, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки), политические (право избирать и быть избранным, свобода печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации), социально–экономические права (право на труд, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости), духовные (право на образование). Также Конституцией гарантировалось равенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы.

В Конституции были закреплены и обязанности граждан: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность. Несмотря на достаточно широкий перечень прав и свобод, многие из них понимались законодателем в узком смысле, что значительно сужало их демократическую ценность. Так, свобода уличных шествий и демонстраций гарантировалась только тогда, когда такие действия способствовали укреплению социалистического строя. Право на отдых, 7-часовой рабочий день и материальное обеспечение в старости гарантировались только рабочим и служащим, но не колхозному крестьянству.

Избирательная система.

В отдельную XI главу в Конституции были выделены нормы, регулировавшие избирательную систему. Во все представительные органы от сельского совета до Верховного Совета СССР выборы теперь проводились непосредственно избирателями, что должно было укрепить их связь с депутатами. Избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР (в том числе, и бывшим лишенцам), достигшим ко дню выборов 18-летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей. При этом действовало только три избирательных ценза. Не могли голосовать лица, не достигшие 18 лет, душевнобольные и

123

осужденные к лишению свободы. Новый Основной закон сохранил действовавший ранее императивный депутатский мандат. Хотя в Конституции и закреплялись всеобщие, равные, прямые и тайные выборы, но на практике данные принципы не позволяли обеспечить демократический характер голосования. Причиной этому служил ранее отмеченный политический монополизм коммунистической партии, исключавший альтернативные выборы. Конституция СССР 1936 г. являлась гибкой по своему характеру, так как редактирование ее положений не требовало сложных формальных процедур. Любая норма Основного закона могла быть изменена (исключена или включена) решением Верховного Совета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат (в настоящее время в наиболее значимые главы Конституции РФ – 1, 2 и 9 вообще не могут быть внесены какие-либо поправки)