aah5713_scrpe_a.

Конституция СССР 1924. Система органов государственной власти.

Конституция СССР 1924. Система органов государственной власти.

Необходимость принятия Конституции вызвана образованием СССР.

Конституция 1924 года.

Конституция СССР 1924 года состоит из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Конституция СССР 1924 года включала в себя 11 глав и 72 статьи. Она является самым небольшим по объему конституционным актом в истории отечественного права.:

I. О предметах ведения верховных органов власти СССР;

II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

III. О Съезде Советов СССР;

IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

V. О Президиуме ЦИК СССР;

VI. О Совете Народных Комиссаров СССР;

VII. О Верховном суде СССР;

VIII. О народных комиссариатах СССР;

IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении;

X. О союзных республиках;

XI. О гербе, флаге и столице СССР.

В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советом СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию.

Конституция утверждена на II Съезде Советов СССР. Единственное, что интересовало создателей Конституции, – сам факт окончательного юридического оформления образования СССР.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция)

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР (сецессия). Право сецессии было сохранено и в последующих советских конституциях.

Поскольку СССР объединял уже сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать новую систему политической власти. Данная система в союзном государстве строилась с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В соответствии с Конституцией 1924 года, в СССР закреплялись следующие государственные органы:

1.Съезд Советов СССР – верховный орган государственной власти. Он созывался союзным ЦИК один раз в год, а с 1927 года - раз в 2 года( при этом могли созываться и чрезвычайные съезды). Делегаты на съезд избирались губернскими и республиканскими (где не было губернского деления) съездами советов. Норма представительства определялась числом избирателей ( в городах - один депутат на 25 тыс. избирателей) и числом жителей ( в

112

губерниях- один депутат на 125 тыс. жителей). Всесоюзным съездом могли быть рассмотрены все вопросы, которые Конституцией СССР 1924 года были отнесены ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

2. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК)- верховный оран власти в период между работой союзного Съезда; собирался на сессии три раза в год Президиумом ЦИК СССР. Состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета(414 членов) и Совета Национальностей.(100 членов). Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы союза со специфическими интересами народов, входивших в его состав. ЦИК СССР принимал все основные нормативные акты страны – декреты, кодексы, постановления и др.

3.Президиум ЦИК СССР – высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между сессиями ЦИК; был ответствен перед ЦИКом. Формировался на совместном заседании двух палат ЦИК СССР. В состав Президиума входил 21 человек. Принимал такие же нормативные акты, что и ЦИК СССР, за исключение кодексов.

4. Совет народных комиссаров СССР - советское представительство, исполнительный и распорядительный орган (также обладал и законодательными полномочиями; принимал акты в форме декретов и постановлений). Он формировался ЦИКом и был ответственен перед ним. В состав СНК входили председатель, его заместители и народные комиссары СССР.

5. Народные комиссариаты - органы отраслевого управления. Возглавлялись народными комиссарами, при которых действовали коллегии. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные — через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения. Такая система наркоматов обеспечивала наилучшее сочетание общих интересов союза с интересами каждой союзной республики в отдельности.

6. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

Аналогичная система органов власти действовала и на республиканском уровне. Вслед за Конституцией СССР 1924 года союзными республиками были приняты свои основные законы, которые базировались на положениях союзной Конституции. Впоследствии это станет устоявшимся правилом в отечественном праве.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

113


Конституция СССР 1924. Система органов государственной власти.

Необходимость принятия Конституции вызвана образованием СССР.

Конституция 1924 года.

Конституция СССР 1924 года состоит из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Конституция СССР 1924 года включала в себя 11 глав и 72 статьи. Она является самым небольшим по объему конституционным актом в истории отечественного права.:

I. О предметах ведения верховных органов власти СССР;

II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве;

III. О Съезде Советов СССР;

IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР;

V. О Президиуме ЦИК СССР;

VI. О Совете Народных Комиссаров СССР;

VII. О Верховном суде СССР;

VIII. О народных комиссариатах СССР;

IX. Об Объединенном Государственном политическом управлении;

X. О союзных республиках;

XI. О гербе, флаге и столице СССР.

В основу Конституции были положены документы, принятые I съездом Советом СССР. Именно поэтому она мало напоминает Конституцию.

Конституция утверждена на II Съезде Советов СССР. Единственное, что интересовало создателей Конституции, – сам факт окончательного юридического оформления образования СССР.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция)

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР (сецессия). Право сецессии было сохранено и в последующих советских конституциях.

Поскольку СССР объединял уже сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать новую систему политической власти. Данная система в союзном государстве строилась с учетом опыта, накопленного республиками, в особенности РСФСР. В соответствии с Конституцией 1924 года, в СССР закреплялись следующие государственные органы:

1.Съезд Советов СССР – верховный орган государственной власти. Он созывался союзным ЦИК один раз в год, а с 1927 года - раз в 2 года( при этом могли созываться и чрезвычайные съезды). Делегаты на съезд избирались губернскими и республиканскими (где не было губернского деления) съездами советов. Норма представительства определялась числом избирателей ( в городах - один депутат на 25 тыс. избирателей) и числом жителей ( в

112

губерниях- один депутат на 125 тыс. жителей). Всесоюзным съездом могли быть рассмотрены все вопросы, которые Конституцией СССР 1924 года были отнесены ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

2. Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК)- верховный оран власти в период между работой союзного Съезда; собирался на сессии три раза в год Президиумом ЦИК СССР. Состоял из двух равноправных палат – Союзного Совета(414 членов) и Совета Национальностей.(100 членов). Цель создания двух палат заключалась в том, чтобы наиболее полно сочетать общие интересы союза со специфическими интересами народов, входивших в его состав. ЦИК СССР принимал все основные нормативные акты страны – декреты, кодексы, постановления и др.

3.Президиум ЦИК СССР – высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между сессиями ЦИК; был ответствен перед ЦИКом. Формировался на совместном заседании двух палат ЦИК СССР. В состав Президиума входил 21 человек. Принимал такие же нормативные акты, что и ЦИК СССР, за исключение кодексов.

4. Совет народных комиссаров СССР - советское представительство, исполнительный и распорядительный орган (также обладал и законодательными полномочиями; принимал акты в форме декретов и постановлений). Он формировался ЦИКом и был ответственен перед ним. В состав СНК входили председатель, его заместители и народные комиссары СССР.

5. Народные комиссариаты - органы отраслевого управления. Возглавлялись народными комиссарами, при которых действовали коллегии. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные — через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения. Такая система наркоматов обеспечивала наилучшее сочетание общих интересов союза с интересами каждой союзной республики в отдельности.

6. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

Аналогичная система органов власти действовала и на республиканском уровне. Вслед за Конституцией СССР 1924 года союзными республиками были приняты свои основные законы, которые базировались на положениях союзной Конституции. Впоследствии это станет устоявшимся правилом в отечественном праве.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

113