aah5713_scrpe_a.

Образование Советского государства (октябрь 1917). Система органов государственной власти советской России. + Судоустройство.

Образование Советского государства (октябрь 1917). Система органов государственной власти советской России. + Судоустройство.

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24-25 октября 1917 года. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 года Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. с установлением советской власти было связано и образование Советского государства – Республики Советов (РСФСР) Переход власти к Советам в стране осуществлялся постепенно, в одних регионах мирным, а в других – насильственным путем. Прежний государственный аппарат упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918, а полностью они были упразднены в середине 1918 г. Процесс формирования советской политической системы закреплялся в правовых актах, принимавшихся новой властью: - «Декрет о власти», принятый II Всероссийским съезда Советов 26 октября 1917 г., Декретом о власти было положено начало формированию нового государственного механизма: для управления страной создавалось рабочее и крестьянское правительство – Совет народных комиссаров, а также органы отраслевого управления – народные комиссариаты. -Декларация прав народов России, принятая СНК 2 ноября 1917г., В Декларации прав народов России провозглашалось уничтожение национального гнета, право наций на самоопределение, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп. -Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. и утвержденная III Всероссийским съезда Советов, В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа закреплялись все произошедшие изменения в стране после прихода к власти большевиков. Эти преобразования определялись как основа для построения общества на социалистических началах. -Декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», -Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства». Наиболее важным актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция РСФСР. Она была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съезда Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 года. Первая отечественная конституция закрепила следующую систему органов власти в Советском государстве: 1.Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решение по наиболее важным вопросам, при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов – городских советов и губернских съездов советов. По конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже 2 раз в год, допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов. 2.Всероссийский Центральный исполнительный комитет. Формировался Всероссийским съездом Советов из его делегатов, был ответственен перед съездом и в период между съездами считался высшей властью в стране. ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. В конституции упоминался и такой орган 103 власти как Президиум ВЦИК (ст.45), однако его правовой статус не регламентировался. Позднее его место было определено VII Всероссийским съездом Советов: должен был вносить проекты декретов на рассмотрение ВЦИК, наблюдать за исполнением его постановлений. В период между заседаниями ВЦИК Президиуму предоставлялось право издавать в порядке управления необходимые постановления от его имени. 3. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК). Являлся советским правительством, формировался ВЦИКом. Согласно ст.38 конституции СНК должен был принимать «все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни», в том числе посредством издания декретов, постановлений, инструкций. СНК был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИКом. 4.Народные комиссариаты (наркоматы). Формировались ВЦИКом для руководства отдельными отраслями управления. В соответствии со ст.18 конституции выделялось 18 наркоматов, каждый из которых возглавлял народный комиссар. При народном комиссаре создавалась коллегия под его председательством. Народные комиссары и коллегии были ответственны перед СНК и ВЦИКом. 5.Областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов, но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты, которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой. Выборы в органы власти были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Система органов власти строилась на принципе демократического централизма. Он предусматривал формирование вертикали власти, при которой нижестоящие советы опирались в своей работе на решения, принятые вышестоящими советскими органами, хотя при этом они обладали достаточно широкими полномочиями для решения вопросов на своем уровне. Также демократический централизм исключал возможность существования принципа разделения властей. Яркой особенностью советской политической системы являлось отсутствие должности главы государства. Формально функции коллективного руководителя возлагались на постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. (ВЦИК) Также в советский период отсутствовало понятие местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В СССР же к государственным органам относились и низовые органы власти. Отличительной особенностью депутатского статуса в советском государстве был императивный мандат, который предполагал тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей. Судоустройство: - народные суды -Рвтрибуналы Декреты: -Декрет о суде №1 - Упразднил все дореволюционнные судебные органы, созданные реформой 1864г. Ликвидировались прокуратура и адвакатур, инстити=ут судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постояного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских(сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (до двух лет лишения свободы) 104 дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в судемогли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Для обжалования решений местных судов создавались уездные, а в столицах — столичные съезды местных судей. При этом Декрет о суде № 1 отменил апелляционный порядок обжалования судебных дел, предусматривавший их полный пересмотр, и установил только кассационный, согласно которому проверке подлежали судебные приговоры, не вступившие в законную силу. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Они действовали в составе председателя и шести очередных народных заседателей, избиравшихся местными Советами. Деятельность революционных трибуналов, а также перечень применяемых ими репрессивных мер, регулировались Инструкцией Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. Характерно, что смертная казнь в качестве меры наказания ею не предусматривалась. - Декрет о суде № 2. Была расширена подсудность местных судов. Для рассмотрения дел, превышающих таковую, но не относящихся к компетенции ревтрибуналов, были учреждены окружные народные суды. Их состав включал трех членов и четырех народных заседателей, которые избирались местными советами. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения и охватывал несколько уездов. Производство по гражданским делам осуществлялось составом из трех постоянных членов окружного суда и четырех народных заседателей. Уголовные дела рассматривались окружным судом в составе 12 очередных народных заседателей под председательством одного члена суда. Двое заседателей при этом были запасными. Председательствующий в суде, включая вынесение приговора, имел лишь совещательный голос. Народным заседателям предоставлялось право отвода председательствующего на всех стадиях процесса, а также разрешать по существу вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания. При этом они могли снижать наказание по своему усмотрению. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел, относящихся к компетенции окружного суда, воссоздавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных советов. Со стадии предварительного расследования допускалось участие защиты в уголовном процессе. Впредь в качестве официальных обвинителей и защитников могли выступать только члены созданных при местных советах коллегий правозащитников. Кассационной инстанцией для окружных судов служили создаваемые для этого областные суды. Декрет о суде № 2 ввел судопроизводство на местном языке. - Декрет о суде № 3. Внивь расширена компетенция местных судов (до 10 тыс.руб. ; до 5 лет). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривалиСоветы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве создовался Кассационный суд для расмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов. - Положение о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) унифицировало судебную систему республики. Учереждалась единая форма суда - народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (2 или 6) заседателей.Выбор судьи осуществлялся местными Советами, заседатели утверждались исполкомом местного Совета. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и "социалистическим правосознанием". Защиту и обвиненеие осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следстви проводили следственные комиссии, милиция, либо сами судьи. Принципами нового судебного права стали: - коллегиальность в принятии суд. решений - уменьшение роли судебного профессионализма 105 - расширение судебного правотворчества - вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов -сближение судебной и властноуправленческой деятельности Советов.


Образование Советского государства (октябрь 1917). Система органов государственной власти советской России. + Судоустройство.

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24-25 октября 1917 года. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 года Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. с установлением советской власти было связано и образование Советского государства – Республики Советов (РСФСР) Переход власти к Советам в стране осуществлялся постепенно, в одних регионах мирным, а в других – насильственным путем. Прежний государственный аппарат упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918, а полностью они были упразднены в середине 1918 г. Процесс формирования советской политической системы закреплялся в правовых актах, принимавшихся новой властью: - «Декрет о власти», принятый II Всероссийским съезда Советов 26 октября 1917 г., Декретом о власти было положено начало формированию нового государственного механизма: для управления страной создавалось рабочее и крестьянское правительство – Совет народных комиссаров, а также органы отраслевого управления – народные комиссариаты. -Декларация прав народов России, принятая СНК 2 ноября 1917г., В Декларации прав народов России провозглашалось уничтожение национального гнета, право наций на самоопределение, свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп. -Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая ВЦИКом 3 января 1918 г. и утвержденная III Всероссийским съезда Советов, В Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа закреплялись все произошедшие изменения в стране после прихода к власти большевиков. Эти преобразования определялись как основа для построения общества на социалистических началах. -Декрет ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», -Декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства». Наиболее важным актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция РСФСР. Она была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским съезда Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 года. Первая отечественная конституция закрепила следующую систему органов власти в Советском государстве: 1.Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решение по наиболее важным вопросам, при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов – городских советов и губернских съездов советов. По конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже 2 раз в год, допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов. 2.Всероссийский Центральный исполнительный комитет. Формировался Всероссийским съездом Советов из его делегатов, был ответственен перед съездом и в период между съездами считался высшей властью в стране. ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. В конституции упоминался и такой орган 103 власти как Президиум ВЦИК (ст.45), однако его правовой статус не регламентировался. Позднее его место было определено VII Всероссийским съездом Советов: должен был вносить проекты декретов на рассмотрение ВЦИК, наблюдать за исполнением его постановлений. В период между заседаниями ВЦИК Президиуму предоставлялось право издавать в порядке управления необходимые постановления от его имени. 3. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК). Являлся советским правительством, формировался ВЦИКом. Согласно ст.38 конституции СНК должен был принимать «все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни», в том числе посредством издания декретов, постановлений, инструкций. СНК был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и ВЦИКом. 4.Народные комиссариаты (наркоматы). Формировались ВЦИКом для руководства отдельными отраслями управления. В соответствии со ст.18 конституции выделялось 18 наркоматов, каждый из которых возглавлял народный комиссар. При народном комиссаре создавалась коллегия под его председательством. Народные комиссары и коллегии были ответственны перед СНК и ВЦИКом. 5.Областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов, но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты, которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой. Выборы в органы власти были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Система органов власти строилась на принципе демократического централизма. Он предусматривал формирование вертикали власти, при которой нижестоящие советы опирались в своей работе на решения, принятые вышестоящими советскими органами, хотя при этом они обладали достаточно широкими полномочиями для решения вопросов на своем уровне. Также демократический централизм исключал возможность существования принципа разделения властей. Яркой особенностью советской политической системы являлось отсутствие должности главы государства. Формально функции коллективного руководителя возлагались на постоянно действующий высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. (ВЦИК) Также в советский период отсутствовало понятие местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В СССР же к государственным органам относились и низовые органы власти. Отличительной особенностью депутатского статуса в советском государстве был императивный мандат, который предполагал тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей. Судоустройство: - народные суды -Рвтрибуналы Декреты: -Декрет о суде №1 - Упразднил все дореволюционнные судебные органы, созданные реформой 1864г. Ликвидировались прокуратура и адвакатур, инстити=ут судебных следователей. Взамен их создавались местные коллегиальные суды, состоявшие из постояного судьи и двух очередных народных заседателей. Состав суда избирался местными Советами. Подсудность местных судов была ограничена кругом менее важных гражданских(сумма иска три тысячи рублей) и уголовных (до двух лет лишения свободы) 104 дел. Обвинителями, защитниками и поверенными в судемогли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами по Конституции. Для обжалования решений местных судов создавались уездные, а в столицах — столичные съезды местных судей. При этом Декрет о суде № 1 отменил апелляционный порядок обжалования судебных дел, предусматривавший их полный пересмотр, и установил только кассационный, согласно которому проверке подлежали судебные приговоры, не вступившие в законную силу. Для борьбы с контрреволюцией и саботажем учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы. Они действовали в составе председателя и шести очередных народных заседателей, избиравшихся местными Советами. Деятельность революционных трибуналов, а также перечень применяемых ими репрессивных мер, регулировались Инструкцией Наркомата юстиции от 19 декабря 1917 г. Характерно, что смертная казнь в качестве меры наказания ею не предусматривалась. - Декрет о суде № 2. Была расширена подсудность местных судов. Для рассмотрения дел, превышающих таковую, но не относящихся к компетенции ревтрибуналов, были учреждены окружные народные суды. Их состав включал трех членов и четырех народных заседателей, которые избирались местными советами. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения и охватывал несколько уездов. Производство по гражданским делам осуществлялось составом из трех постоянных членов окружного суда и четырех народных заседателей. Уголовные дела рассматривались окружным судом в составе 12 очередных народных заседателей под председательством одного члена суда. Двое заседателей при этом были запасными. Председательствующий в суде, включая вынесение приговора, имел лишь совещательный голос. Народным заседателям предоставлялось право отвода председательствующего на всех стадиях процесса, а также разрешать по существу вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания. При этом они могли снижать наказание по своему усмотрению. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел, относящихся к компетенции окружного суда, воссоздавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных советов. Со стадии предварительного расследования допускалось участие защиты в уголовном процессе. Впредь в качестве официальных обвинителей и защитников могли выступать только члены созданных при местных советах коллегий правозащитников. Кассационной инстанцией для окружных судов служили создаваемые для этого областные суды. Декрет о суде № 2 ввел судопроизводство на местном языке. - Декрет о суде № 3. Внивь расширена компетенция местных судов (до 10 тыс.руб. ; до 5 лет). Следственные комиссии переподчинялись местным Советам. Кассационные жалобы рассматривалиСоветы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. В Москве создовался Кассационный суд для расмотрения жалоб на решения и приговоры окружных судов. - Положение о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) унифицировало судебную систему республики. Учереждалась единая форма суда - народный, состоявший из одного народного судьи и нескольких (2 или 6) заседателей.Выбор судьи осуществлялся местными Советами, заседатели утверждались исполкомом местного Совета. Кандидаты должны были пользоваться избирательными правами и иметь опыт политической работы. В своей деятельности суды должны были руководствоваться декретами советской власти и "социалистическим правосознанием". Защиту и обвиненеие осуществляли коллегии при уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следстви проводили следственные комиссии, милиция, либо сами судьи. Принципами нового судебного права стали: - коллегиальность в принятии суд. решений - уменьшение роли судебного профессионализма 105 - расширение судебного правотворчества - вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов -сближение судебной и властноуправленческой деятельности Советов.