aah5713_scrpe_a.

Государство и право Российской империи в годы первой мировой войны.

Государство и право Российской империи в годы первой мировой войны.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств — Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали империалистические, захватнические цели. Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов России входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов из Черного моря в Средиземного — Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России, обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения обусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие потери. Вступление России в войну на стороне Антанты повлекло за собой изменения в государственном аппарате в плане его приспособления к условиям военного времени. Это выразилось в создании, начиная с мая 1915, военно-промышленных комитетов в целях содействия правительственным органам в деле снабжения армии и флота всем необходимым для ведения войны. Систему областных, местных комитетов возглавлял центральный военно-промышленный комитет под председательством лидера октябристов Гучкова. ВПК наделялись широким кругом полномочий по Положению от 27 августа 1915 года. Они ведали подрядами и поставками по заказам казны, распределением военных заказов между предприятиями, снабжением предприятий сырьем и рабочей силой, транспортировкой готовой продукции. В августе 1915 были созданы чрезвычайные надведомственные правительственные органы по мобилизации всех сил и средств на оборонные нужды – особые совещания. Законом 17 августа 1915 были учреждены: Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по 1)обороне государства, 2) обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны, 3)продовольственному делу, 4)по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов. Наиболее высокое положение в системе этих директивных органов занимало Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства, подчинявшееся непосредственно царю. Его председателем являлся военный министр. На это совещание возлагался высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовлявших предметы боевого и иного материального снабжения армии и флота. К его ведению относилось содействие образованию новых заводов и промышленных предприятий оборонного профиля, переустройству, расширению и усовершенствованию действующих, распределение государственных заказов между заводами, контроль за их выполнением. Особые совещания действовали на центральном и региональном уровне. Были образованы органы всероссийского земского и городского самоуправления: 30 июля 1914 –Всероссийский земский союз, 1914 – Российский союз городов. 10 июня 1915 произошло слияние этих союзов, был создан Объединенный комитет Земского и городского союзов (Земгор). Полномочия: организация госпиталей, формирование санитарных поездов, проявление заботы о раненых и больных воинах, о беженцах, затем сфера деятельности Земгора расширилась. Он стал участвовать в снабжении армии продовольствием и снаряжением. В соответствии с указом 24 июля 1914 все местности в независимости от удаленности от линии фронта переводились на положение чрезвычайной охраны. На территориях, прилегающих к театру военных действий, было распространено положение о полевом 100 управлении войск в военное время, утвержденное императором 16 июля 1914 года, согласно которому все гражданское управление переходило в подчинение командующим армиями. Их приказы приобретали силу закона. В годы войны продолжала собираться Государственная Дума, правда, далеко не регулярно. Царь предпочитал законодательствовать посредством издания указов в соответствии со ст.87 Основных государственных законов в ред. Изменения в праве: Трудовое законодательство: - на предприятиях выполняющих военные заказы была увеличена продолжительность рабочего дня. Верхняя планка не устанавливалась. - Вводились обязательные сверхурочные работы - Расширялись возможности применения женского и детского труда. Гражданское законодательство: - Вводились новые ограничения права собственности (Была введена гужевая и автомобильная повинность; проводилась реквизиция скота и продовольствия.) - Ограничивалась свобода заключения гражданско-правовых договоров (Вводиться запрет продажи отдельных видов имущества: (м/н торговля) скот, лошади (в основном наиболее важные для фронта)) Промышленные предприятия обязаны были выполнять прежде всего военные заказы. Уголовное законодательство: - Усиление уголовной ответственности за государственные и военные преступления. Административное: - усиление цензуры, запрет на судебную защиту прав для иностранных граждан. Налоговое: - выросли налоги, повысилась ответственность за уклонение. В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация. Подъем революционного движения в стране ярко свидетельствовал о назревании новой буржуазно-демократической революции в России. Царское правительство и буржуазия искали выход из назревшей революции. Чтобы предотвратить ее, царизм начал тайные переговоры с Германией о сепаратном мире. Буржуазия России, поддержанная англо-французскими и американскими империалистами, стремилась выйти из революционного кризиса путем смены царя, что дало бы ей возможность взять власть. Оба этих заговора были разрушены разразившейся в феврале 1917 г. второй российской буржуазно-демократической революцией. 101


Государство и право Российской империи в годы первой мировой войны.

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств — Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали империалистические, захватнические цели. Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов России входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов из Черного моря в Средиземного — Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России, обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения обусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие потери. Вступление России в войну на стороне Антанты повлекло за собой изменения в государственном аппарате в плане его приспособления к условиям военного времени. Это выразилось в создании, начиная с мая 1915, военно-промышленных комитетов в целях содействия правительственным органам в деле снабжения армии и флота всем необходимым для ведения войны. Систему областных, местных комитетов возглавлял центральный военно-промышленный комитет под председательством лидера октябристов Гучкова. ВПК наделялись широким кругом полномочий по Положению от 27 августа 1915 года. Они ведали подрядами и поставками по заказам казны, распределением военных заказов между предприятиями, снабжением предприятий сырьем и рабочей силой, транспортировкой готовой продукции. В августе 1915 были созданы чрезвычайные надведомственные правительственные органы по мобилизации всех сил и средств на оборонные нужды – особые совещания. Законом 17 августа 1915 были учреждены: Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по 1)обороне государства, 2) обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны, 3)продовольственному делу, 4)по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов. Наиболее высокое положение в системе этих директивных органов занимало Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства, подчинявшееся непосредственно царю. Его председателем являлся военный министр. На это совещание возлагался высший надзор за деятельностью всех правительственных заводов и мастерских, а также частных заводов и предприятий, изготовлявших предметы боевого и иного материального снабжения армии и флота. К его ведению относилось содействие образованию новых заводов и промышленных предприятий оборонного профиля, переустройству, расширению и усовершенствованию действующих, распределение государственных заказов между заводами, контроль за их выполнением. Особые совещания действовали на центральном и региональном уровне. Были образованы органы всероссийского земского и городского самоуправления: 30 июля 1914 –Всероссийский земский союз, 1914 – Российский союз городов. 10 июня 1915 произошло слияние этих союзов, был создан Объединенный комитет Земского и городского союзов (Земгор). Полномочия: организация госпиталей, формирование санитарных поездов, проявление заботы о раненых и больных воинах, о беженцах, затем сфера деятельности Земгора расширилась. Он стал участвовать в снабжении армии продовольствием и снаряжением. В соответствии с указом 24 июля 1914 все местности в независимости от удаленности от линии фронта переводились на положение чрезвычайной охраны. На территориях, прилегающих к театру военных действий, было распространено положение о полевом 100 управлении войск в военное время, утвержденное императором 16 июля 1914 года, согласно которому все гражданское управление переходило в подчинение командующим армиями. Их приказы приобретали силу закона. В годы войны продолжала собираться Государственная Дума, правда, далеко не регулярно. Царь предпочитал законодательствовать посредством издания указов в соответствии со ст.87 Основных государственных законов в ред. Изменения в праве: Трудовое законодательство: - на предприятиях выполняющих военные заказы была увеличена продолжительность рабочего дня. Верхняя планка не устанавливалась. - Вводились обязательные сверхурочные работы - Расширялись возможности применения женского и детского труда. Гражданское законодательство: - Вводились новые ограничения права собственности (Была введена гужевая и автомобильная повинность; проводилась реквизиция скота и продовольствия.) - Ограничивалась свобода заключения гражданско-правовых договоров (Вводиться запрет продажи отдельных видов имущества: (м/н торговля) скот, лошади (в основном наиболее важные для фронта)) Промышленные предприятия обязаны были выполнять прежде всего военные заказы. Уголовное законодательство: - Усиление уголовной ответственности за государственные и военные преступления. Административное: - усиление цензуры, запрет на судебную защиту прав для иностранных граждан. Налоговое: - выросли налоги, повысилась ответственность за уклонение. В России, как и в других воюющих странах, возникла революционная ситуация. Подъем революционного движения в стране ярко свидетельствовал о назревании новой буржуазно-демократической революции в России. Царское правительство и буржуазия искали выход из назревшей революции. Чтобы предотвратить ее, царизм начал тайные переговоры с Германией о сепаратном мире. Буржуазия России, поддержанная англо-французскими и американскими империалистами, стремилась выйти из революционного кризиса путем смены царя, что дало бы ей возможность взять власть. Оба этих заговора были разрушены разразившейся в феврале 1917 г. второй российской буржуазно-демократической революцией. 101