aah5713_scrpe_a.

Изменения, произошедшие в государственном строе Российской Империи, в период революции с 1905-1907 гг.

Изменения, произошедшие в государственном строе Российской Империи, в период революции с 1905-1907 гг.

Совета министров (ИВ) Признаком реформирования государственного строя стало введение Указом от 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств» объединенного правительства — Совета министров. Указ завершил процесс объединения министерств, ввел пост председателя Совета министров, который занял С.Ю. Витте. Однако заключенная в нем новая государственно-правовая форма, установившая исключительное право царя на назначение министров и председателя, а также ответственность правительства перед царем, а не перед законодательной Думой, созыв которой предстоял, оставляла исполнительную власть под контролем самодержца. 20 февраля 1906 г. было издано «Учреждение Государственной думы», которое определяло пятилетний срок ее полномочий. Однако царь мог распустить Думу досрочно и назначить новые выборы. Он же определял и длительность сессий думы (обычно Дума заседала семь-восемь месяцев в году). Первые выборы в Думу состоялись весной 1906 г. Дума и Гос.совет (ЗВ) Дума: Другим важнейшим направлением государственных реформ был пересмотр Положения о выборах в думу от 6 августа 1905 г. 11 декабря 1905 г. императором был подписан Указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу». Согласно избирательному закону 11 декабря выборы оставались куриальными и многостепенными (сначала избирались выборщики, а затем из их числа — депутаты), неравными, непрямыми, не всеобщими. При этом один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 4 тыс. горожан и 2 тыс. землевладельцев. Сохранялись запрет на участие в выборах женщин и военнослужащих, а также возрастной ценз (25 лет). Состав Государственной думы разных созывов менялся, но в целом он являлся более демократическим, чем состав Государственного совета, который имел аристократический характер и должен был служить надежным буфером между Думой и верховной властью, солидным корректором излишне горячных действий Думы. Двухпалатная система означала, что любая реформа могла быть осуществлена только в условиях обоюдного согласия законодательных палат. Гос. Совет: В связи с созданием законодательной Государственной думы был преобразован Государственный совет. Его правовое положение определялось «Учреждением Государственного совета», изданным 20 февраля 1906 г. Из законосовещательного органа, все члены которого назначались царем. Государственный совет становится верхней законодательной палатой, получившей право утверждать или отклонять законы, принятые Думой. Изменен был и состав Государственного совета. Численность его членов увеличивалась втрое (до 190 человек). Он формировался наполовину из членов, назначаемых царем (включая председателя Совета), а наполовину — из выборных членов. Полномочия Государственного совета и Думы были в принципе схожими. Оба органа созывались и распускались императором, он же определял время работы и отдыха (каникул). Думе и Государственному совету принадлежало право законодательной инициативы, если дело не касалось издания Основных государственных законов. Обе палаты имели право запроса министрам о незакономерных действиях администрации. Право запроса служило средством контроля действий исполнительной власти. В компетенцию этих органов входили вопросы законодательства (требующие издания, изменения или отмены законов) и финансов (утверждения бюджета, штатов и смет государственных ведомств, 97 разрешения государственных займов, постройки железных дорог и крупных предприятий казной). 17 октября Николай II утвердил "всеподданнейший" доклад Витте и подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Этим манифестом правительство даровало России буржуазные свободы (слова, печати, личности, совести, собраний и союзов), пообещало привлечь к участию в Государственной думе ("по мере возможности") те классы населения, которые были совсем лишены избирательных прав (подразумевался, прежде всего, рабочий класс), а Государственная дума признавалась как законодательное учреждение. Процесс реформирования государственного строя получил завершение в новой редакции «Основных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 г. По сравнению с редакцией 1832 г. содержание Основных законов 23 апреля 1906 г. было дополнено тремя новыми разделами, определявшими прерогативы монарха, регламентировавшими права, свободы и обязанности российских подданных, закреплявшими правовое положение органов народного представительства. «Основные законы» подтвердили незыблемость самодержавия, заменив слово «неограниченная» при определении прерогатив императорской власти на «верховная». Вопрос о царском титуле был поднят самим Николаем II, заявившим, что его «мучает чувство», имеет ли он перед своими предками право отказаться от самодержавия. Царь желал объявить свою власть неограниченной, однако никто из участников обсуждения на это не согласился. «Следует только слово исключить, а власть сохранить», — советовали императору министры. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Он руководил внешней политикой, армией, флотом, имел право издавать законы в виде чрезвычайных указов в перерывах между сессиями Думы в чрезвычайных обстоятельствах, «в видах предотвращения грозящей государственному порядку опасности» (ст. 87 Основных законов). Эта мера послужила источником для формирования «чрезвычайно-указного» права. Однако действие чрезвычайного указа прекращалось, если соответствующий законопроект не вносился в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления ее занятий. Произошло некоторое ограничение власти царя в законодательной сфере. Законодательную власть император делил с Государственным советом и Думой, окончательно утверждая законопроекты, принятые этими органами. Между тем император сохранил полноту исполнительной власти, которая осуществлялась им через Совет министров, министерства и губернаторский корпус. Судебная власть осуществлялась от имени императора, хотя была достаточно самостоятельной. 98 99


Изменения, произошедшие в государственном строе Российской Империи, в период революции с 1905-1907 гг.

Совета министров (ИВ) Признаком реформирования государственного строя стало введение Указом от 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств» объединенного правительства — Совета министров. Указ завершил процесс объединения министерств, ввел пост председателя Совета министров, который занял С.Ю. Витте. Однако заключенная в нем новая государственно-правовая форма, установившая исключительное право царя на назначение министров и председателя, а также ответственность правительства перед царем, а не перед законодательной Думой, созыв которой предстоял, оставляла исполнительную власть под контролем самодержца. 20 февраля 1906 г. было издано «Учреждение Государственной думы», которое определяло пятилетний срок ее полномочий. Однако царь мог распустить Думу досрочно и назначить новые выборы. Он же определял и длительность сессий думы (обычно Дума заседала семь-восемь месяцев в году). Первые выборы в Думу состоялись весной 1906 г. Дума и Гос.совет (ЗВ) Дума: Другим важнейшим направлением государственных реформ был пересмотр Положения о выборах в думу от 6 августа 1905 г. 11 декабря 1905 г. императором был подписан Указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу». Согласно избирательному закону 11 декабря выборы оставались куриальными и многостепенными (сначала избирались выборщики, а затем из их числа — депутаты), неравными, непрямыми, не всеобщими. При этом один выборщик приходился на 90 тыс. рабочих, 30 тыс. крестьян, 4 тыс. горожан и 2 тыс. землевладельцев. Сохранялись запрет на участие в выборах женщин и военнослужащих, а также возрастной ценз (25 лет). Состав Государственной думы разных созывов менялся, но в целом он являлся более демократическим, чем состав Государственного совета, который имел аристократический характер и должен был служить надежным буфером между Думой и верховной властью, солидным корректором излишне горячных действий Думы. Двухпалатная система означала, что любая реформа могла быть осуществлена только в условиях обоюдного согласия законодательных палат. Гос. Совет: В связи с созданием законодательной Государственной думы был преобразован Государственный совет. Его правовое положение определялось «Учреждением Государственного совета», изданным 20 февраля 1906 г. Из законосовещательного органа, все члены которого назначались царем. Государственный совет становится верхней законодательной палатой, получившей право утверждать или отклонять законы, принятые Думой. Изменен был и состав Государственного совета. Численность его членов увеличивалась втрое (до 190 человек). Он формировался наполовину из членов, назначаемых царем (включая председателя Совета), а наполовину — из выборных членов. Полномочия Государственного совета и Думы были в принципе схожими. Оба органа созывались и распускались императором, он же определял время работы и отдыха (каникул). Думе и Государственному совету принадлежало право законодательной инициативы, если дело не касалось издания Основных государственных законов. Обе палаты имели право запроса министрам о незакономерных действиях администрации. Право запроса служило средством контроля действий исполнительной власти. В компетенцию этих органов входили вопросы законодательства (требующие издания, изменения или отмены законов) и финансов (утверждения бюджета, штатов и смет государственных ведомств, 97 разрешения государственных займов, постройки железных дорог и крупных предприятий казной). 17 октября Николай II утвердил "всеподданнейший" доклад Витте и подписал манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". Этим манифестом правительство даровало России буржуазные свободы (слова, печати, личности, совести, собраний и союзов), пообещало привлечь к участию в Государственной думе ("по мере возможности") те классы населения, которые были совсем лишены избирательных прав (подразумевался, прежде всего, рабочий класс), а Государственная дума признавалась как законодательное учреждение. Процесс реформирования государственного строя получил завершение в новой редакции «Основных законов Российской империи» от 23 апреля 1906 г. По сравнению с редакцией 1832 г. содержание Основных законов 23 апреля 1906 г. было дополнено тремя новыми разделами, определявшими прерогативы монарха, регламентировавшими права, свободы и обязанности российских подданных, закреплявшими правовое положение органов народного представительства. «Основные законы» подтвердили незыблемость самодержавия, заменив слово «неограниченная» при определении прерогатив императорской власти на «верховная». Вопрос о царском титуле был поднят самим Николаем II, заявившим, что его «мучает чувство», имеет ли он перед своими предками право отказаться от самодержавия. Царь желал объявить свою власть неограниченной, однако никто из участников обсуждения на это не согласился. «Следует только слово исключить, а власть сохранить», — советовали императору министры. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. Он руководил внешней политикой, армией, флотом, имел право издавать законы в виде чрезвычайных указов в перерывах между сессиями Думы в чрезвычайных обстоятельствах, «в видах предотвращения грозящей государственному порядку опасности» (ст. 87 Основных законов). Эта мера послужила источником для формирования «чрезвычайно-указного» права. Однако действие чрезвычайного указа прекращалось, если соответствующий законопроект не вносился в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления ее занятий. Произошло некоторое ограничение власти царя в законодательной сфере. Законодательную власть император делил с Государственным советом и Думой, окончательно утверждая законопроекты, принятые этими органами. Между тем император сохранил полноту исполнительной власти, которая осуществлялась им через Совет министров, министерства и губернаторский корпус. Судебная власть осуществлялась от имени императора, хотя была достаточно самостоятельной. 98 99