aah5713_scrpe_a.

Источники права в Древнерусском государстве.

Источники права в Древнерусском государстве.

Существует немало споров по поводу того, что появилось раньше государство или право? Ответ зависит от того, что мы понимаем под правом. Дореволюционная наука, например Егоров, считает, что право появилось еще до государства. Возможно, это точка зрения и имеет место быть, но лишь в том случае, если право мы не рассматриваем с юридической стороны, с позиций современности. Обычное право мы не можем рассматривать как право современное. Чистяков утверждал, что право появилось вместе с государством. Право служит инструментом проводимой государством политики. Право, с позиции современности, это система общих обязательных НПП, формально выраженных в актах, договорах и иных формах права, обеспеченные мерами государственного и иного воздействия, а также служащее особым регулятором поведения людей. Считается, что государство – творец права. Изначально право существовало в устной форме и передавалось из уст в уста. Источники: 1. В догосударственный период, а потом и с появлением государства на Руси действовало обычное право. Оно вырабатывалось самой жизнью, подчинялось строю жизни, правилам общения. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи – устоявшиеся правила поведения. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - "зуб за зуб". А также традиции и влияние религии. Совокупность этих норм, летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским". 2. О том, каким было древнерусское право, мы узнаем из договоров: договоры с Византией 911 Олега, 944, 971 Святослава. В них переплетаются нормы византийского и русского права. В них закреплялись нормы торговли, нормы уголовного права и международного, нормы гражданского права (формы наследования: по завещанию, по закону). В договорах упоминались торговые льготы и пошлины, о взаимном выкупе рабов и пленников, штрафные санкции, регламентировалось право найма на службу, меры по поимке воров, регистрации отдельных товаров. Нормы договорного права закрепляются не только в договорах с Византией, но и в междукняжеских договорах, договорах с вольным Новгородом. 3. Византийское право (прежде всего, церковные законы). С введением христианства(998) началась рецепция (заимствование) византийского права. Наиболее яркий пример – Номоканон, содержал церковные и светские законы. На его основе были написаны кормчие книги, на которых строился церковный суд. 4. Княжеские (церковные) уставы. Устав Владимира Мономаха о процентах по займам. Указ Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных» кон 10 в. - первый письменный опыт княжеской законодательной деятельности. Указ князя Ярослава о церковных судах. Они содержали в себе нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи, также определялась юрисдикция церковных органов и судов. Светское законодательство князей было дополнением к нормам обычного права. 5. Судебные прецеденты – решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды. Итогом развития русского права стало принятие в 1 половине 11 в. Русской Правды, которая строилась на обычном праве. 8


Источники права в Древнерусском государстве.

Существует немало споров по поводу того, что появилось раньше государство или право? Ответ зависит от того, что мы понимаем под правом. Дореволюционная наука, например Егоров, считает, что право появилось еще до государства. Возможно, это точка зрения и имеет место быть, но лишь в том случае, если право мы не рассматриваем с юридической стороны, с позиций современности. Обычное право мы не можем рассматривать как право современное. Чистяков утверждал, что право появилось вместе с государством. Право служит инструментом проводимой государством политики. Право, с позиции современности, это система общих обязательных НПП, формально выраженных в актах, договорах и иных формах права, обеспеченные мерами государственного и иного воздействия, а также служащее особым регулятором поведения людей. Считается, что государство – творец права. Изначально право существовало в устной форме и передавалось из уст в уста. Источники: 1. В догосударственный период, а потом и с появлением государства на Руси действовало обычное право. Оно вырабатывалось самой жизнью, подчинялось строю жизни, правилам общения. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником, которого были правовые обычаи – устоявшиеся правила поведения. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - "зуб за зуб". А также традиции и влияние религии. Совокупность этих норм, летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским". 2. О том, каким было древнерусское право, мы узнаем из договоров: договоры с Византией 911 Олега, 944, 971 Святослава. В них переплетаются нормы византийского и русского права. В них закреплялись нормы торговли, нормы уголовного права и международного, нормы гражданского права (формы наследования: по завещанию, по закону). В договорах упоминались торговые льготы и пошлины, о взаимном выкупе рабов и пленников, штрафные санкции, регламентировалось право найма на службу, меры по поимке воров, регистрации отдельных товаров. Нормы договорного права закрепляются не только в договорах с Византией, но и в междукняжеских договорах, договорах с вольным Новгородом. 3. Византийское право (прежде всего, церковные законы). С введением христианства(998) началась рецепция (заимствование) византийского права. Наиболее яркий пример – Номоканон, содержал церковные и светские законы. На его основе были написаны кормчие книги, на которых строился церковный суд. 4. Княжеские (церковные) уставы. Устав Владимира Мономаха о процентах по займам. Указ Владимира Святославовича «О десятинах, судах и людях церковных» кон 10 в. - первый письменный опыт княжеской законодательной деятельности. Указ князя Ярослава о церковных судах. Они содержали в себе нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи, также определялась юрисдикция церковных органов и судов. Светское законодательство князей было дополнением к нормам обычного права. 5. Судебные прецеденты – решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные правовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вошли впоследствии в текст Русской правды. Итогом развития русского права стало принятие в 1 половине 11 в. Русской Правды, которая строилась на обычном праве. 8