aah5713_scrpe_a.

Государственный строй России в первой половине 19 века.

Государственный строй России в первой половине 19 века.

По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса. Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе Екатерининский, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями, 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие. В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры, председатели департаментов Государственного совета, гос. секретарь и другие, назначенные императором лица. Решения Комитета утверждались императором. В 1802г. вместо коллегий были образованы министерства, возглавлявшиеся единолично министрами. Сначала коллегии входили в министерства, а затем ликвидировались. В 1811г. было 11 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения, полиции, путей сообщения, государственного контроля. Во II четверти 19 в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярии его императорского величества, созданная в 1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Уже она рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г. Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение занималось кодификацией законов. Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами. Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) заключались в подготовке предложений по управлению Кавказом. Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган. Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине 19 в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Военные поселения и Народное ополчение. Комплектование войск по рекрутской системе перестал отвечать новым условиям. В I половине 19 в. царизм предпринял попытку заменить его другим способом - созданием военных поселений, а во время войны - созывом народного ополчения. 70 Военные поселения были созданы по инициативе Александра I. Практическим осуществлением решения царя занимался Аракчеев. Военные поселения - это особая форма организации русских войск, совмещающих военную службу с сельскохозяйственным трудом. Поселения создавались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и местных жителей - мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно - полицейских учреждений. в 1827 г. создан специальный жандармский корпус. Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях соц - экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами. Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие с общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода. 71


Государственный строй России в первой половине 19 века.

По форме правления Россия оставалась абсолютной монархией, при этом самодержавие давно уже стало тормозом исторического процесса. Происходит всемерная централизация, бюрократизация государственного аппарата, увеличивается число правительственных учреждений, подчиненных непосредственно царю. До 1801 года действовал Совет при Высочайшем дворе Екатерининский, затем был создан Непременный совет из 12 человек с совещательными функциями, 1 января 1810 г. был создан Государственный совет как высший законосовещательный орган, просуществовавший с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания был М.М. Сперанский, который разработал концепцию деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Часть совета назначалась императором, другую часть составляли министры и главноуправляющие. В 1802 г. возник и в 1812 г. окончательно сформировался Комитет министров как высшее административное учреждение, совещание царя с наиболее важными вопросами управления. В его состав входили: министры, председатели департаментов Государственного совета, гос. секретарь и другие, назначенные императором лица. Решения Комитета утверждались императором. В 1802г. вместо коллегий были образованы министерства, возглавлявшиеся единолично министрами. Сначала коллегии входили в министерства, а затем ликвидировались. В 1811г. было 11 министерств: военное, морское, иностранных дел, финансов, коммерции, народного просвещения, полиции, путей сообщения, государственного контроля. Во II четверти 19 в. с приходом к власти Николая I (1825-1855 гг.) в России усиливается реакция. Собственная канцелярии его императорского величества, созданная в 1812 г. оттесняет на второй план и Государственный совет и Комитет Министров, непосредственно связывая царя с правительственными учреждениями. Уже она рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, появились ее подразделения (отделения). Первое, Второе и Третье отделения с 1826 г., Четвертое - с 1826 г., Пятое - с 1836 г., Шестое - с 1842 г. Первое отделение контролировало Министерство, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение занималось кодификацией законов. Третье отделение получило мрачную известность в борьбе с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение разрабатывало проекты реформ управления государственными крестьянами. Функции Шестого отделения (существовавшее с 1842 по 1845гг.) заключались в подготовке предложений по управлению Кавказом. Роль Сената после Петра I значительно упала. Александр I предпринял попытку возродить роль Сената. Но со временем Сенат снова утерял позиции и вновь превратился лишь в высший Судебный орган. Местные органы власти практически не претерпели никаких изменений. Судебные органы находились в руках созданного в 1802г. Министерства Юстиции. В I половине 19 в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Военные поселения и Народное ополчение. Комплектование войск по рекрутской системе перестал отвечать новым условиям. В I половине 19 в. царизм предпринял попытку заменить его другим способом - созданием военных поселений, а во время войны - созывом народного ополчения. 70 Военные поселения были созданы по инициативе Александра I. Практическим осуществлением решения царя занимался Аракчеев. Военные поселения - это особая форма организации русских войск, совмещающих военную службу с сельскохозяйственным трудом. Поселения создавались из солдат, прослуживших не менее 6 лет в армии и женатых, и местных жителей - мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно - полицейских учреждений. в 1827 г. создан специальный жандармский корпус. Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков. Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях соц - экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами. Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие с общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода. 71