aah5713_scrpe_a.

Организация власти и управления в Древнерусском государстве.

Организация власти и управления в Древнерусском государстве.

Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Возникновение раннефеодальной монархии характерно для того времени, когда еще слабо развиты ремесло, торговля, города, когда еще отсутствует сеть развитых, прочных отношений между отдельными частями страны, когда страна не представляет собой в экономическом отношении монолитного целого, а в нее входят земли, находящиеся на самых различных ступенях развития. Еще формирующийся класс феодалов (князья, бояре, рядовые феодалы) был заинтересован в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить захват общинных земель, обеспечить охрану феодального землевладения, закабалить свободных земледельцев, превратить их в феодально-зависимых людей, а главное — обеспечить бы защиту от внешних вторжений. Поддержка великого князя со стороны всего класса феодалов в целом обеспечила быстрое распространение власти киевских князей на всю территорию Руси. Но Древнерусское государство не было централизованным. Оно представляло собой конгломерат феодальных сеньорий, причем отношения между центральной и местной властью строились по принципу сюзеренитета-вассалитета. Во главе Великий князь, которому подчинялись удельные князья. Престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства, а потом по отчине (старшему сыну). Система управления: Первоначально была десятичная (численная) система управления, как называл его Владимирский-Буданов, земская. Все население делилось на тысячи, сотни, десятки, во главе стоял ответственный человек – тысяцкий, сотский, десятский. Осуществляли различные функции. (Её сменила в 10 в. дворцово-вотчиновая (центр управления – княжеский двор, во главе с дворецким)). Князь опирался на боярский совет, народным собраниям - вече. Вече нередко само избирало князей на княжения и смещало неугодных ей правителей. Устойчивость положения князя зависело от отношений с народом. Вече также вмешивалось в дела управления. Тысяцкий председательствовал в отсутствии князя на вече, выполнял полицейские функции, командовал народным ополчением, ведал торговыми делами. В принятии важных государственных решений князья не могли обходиться без совета с «боярами думающими». Владимирский-Буданов рассматривал этот орган как постоянный совет с вполне определенным составом и называет его боярской думой, она также участвовала в решении законодательных вопросов. В отдельных случаях на совет приглашались тысяцкие, представители высшего духовенства. Судебные органы Управление и суд князь осуществлял в основном через тиунов. Они занимали неравное положение. Самым влиятельным тиуном был дворецкий, который ведал всем хозяйством. Также существовали ключники, тиуны соколиной охоты и другие. Специализированных судов не существовало, суд не был отделен от администрации. Для данного периода характерно смешение судебных и государственных полномочий. Судебными полномочиями обладали различные органы: князь, бояре, церковь, наместник. Вооруженные силы Киевского государства состояли из профессиональной постоянной части – дружины и народного ополчения – "воев". Ополчение строилось на основе десятичной системы управления: во главе его стоял тысяцкий, более низкими начальниками были сотские и десятские. Местное управление осуществляли наместники (город) и волостели (село), которые получали «корм». Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции на месте. Так же местное управление осуществлялось сыновьями князя. 6 Ослабление (со временем) власти великого киевского князя и рост власти крупных феодальных землевладельцев стали причиной создания такой формы государственно-властного органа как феодальные (с участием некоторых бояр и священников) съезды (свемы). Особенно известен организованный кн. Владимиром Мономахом Любечский съезд 1097 года. Свемы решали наиболее важные вопросы: о военных походах, о законодательстве. Древнерусское государство, как и раннефеодальные монархии, существовало непродолжительное время (по начало 12 в.). Укреплялась феодальная власть это стало приводить к возникновению новых, важных для того времени феодальных центров, помимо Киева. Крупные князья стали приобретать большой вес и стремиться к независимости от киевского великого князя. 7


Организация власти и управления в Древнерусском государстве.

Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Возникновение раннефеодальной монархии характерно для того времени, когда еще слабо развиты ремесло, торговля, города, когда еще отсутствует сеть развитых, прочных отношений между отдельными частями страны, когда страна не представляет собой в экономическом отношении монолитного целого, а в нее входят земли, находящиеся на самых различных ступенях развития. Еще формирующийся класс феодалов (князья, бояре, рядовые феодалы) был заинтересован в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы ему закрепить захват общинных земель, обеспечить охрану феодального землевладения, закабалить свободных земледельцев, превратить их в феодально-зависимых людей, а главное — обеспечить бы защиту от внешних вторжений. Поддержка великого князя со стороны всего класса феодалов в целом обеспечила быстрое распространение власти киевских князей на всю территорию Руси. Но Древнерусское государство не было централизованным. Оно представляло собой конгломерат феодальных сеньорий, причем отношения между центральной и местной властью строились по принципу сюзеренитета-вассалитета. Во главе Великий князь, которому подчинялись удельные князья. Престол передавался по наследству: сначала по принципу старшинства, а потом по отчине (старшему сыну). Система управления: Первоначально была десятичная (численная) система управления, как называл его Владимирский-Буданов, земская. Все население делилось на тысячи, сотни, десятки, во главе стоял ответственный человек – тысяцкий, сотский, десятский. Осуществляли различные функции. (Её сменила в 10 в. дворцово-вотчиновая (центр управления – княжеский двор, во главе с дворецким)). Князь опирался на боярский совет, народным собраниям - вече. Вече нередко само избирало князей на княжения и смещало неугодных ей правителей. Устойчивость положения князя зависело от отношений с народом. Вече также вмешивалось в дела управления. Тысяцкий председательствовал в отсутствии князя на вече, выполнял полицейские функции, командовал народным ополчением, ведал торговыми делами. В принятии важных государственных решений князья не могли обходиться без совета с «боярами думающими». Владимирский-Буданов рассматривал этот орган как постоянный совет с вполне определенным составом и называет его боярской думой, она также участвовала в решении законодательных вопросов. В отдельных случаях на совет приглашались тысяцкие, представители высшего духовенства. Судебные органы Управление и суд князь осуществлял в основном через тиунов. Они занимали неравное положение. Самым влиятельным тиуном был дворецкий, который ведал всем хозяйством. Также существовали ключники, тиуны соколиной охоты и другие. Специализированных судов не существовало, суд не был отделен от администрации. Для данного периода характерно смешение судебных и государственных полномочий. Судебными полномочиями обладали различные органы: князь, бояре, церковь, наместник. Вооруженные силы Киевского государства состояли из профессиональной постоянной части – дружины и народного ополчения – "воев". Ополчение строилось на основе десятичной системы управления: во главе его стоял тысяцкий, более низкими начальниками были сотские и десятские. Местное управление осуществляли наместники (город) и волостели (село), которые получали «корм». Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции на месте. Так же местное управление осуществлялось сыновьями князя. 6 Ослабление (со временем) власти великого киевского князя и рост власти крупных феодальных землевладельцев стали причиной создания такой формы государственно-властного органа как феодальные (с участием некоторых бояр и священников) съезды (свемы). Особенно известен организованный кн. Владимиром Мономахом Любечский съезд 1097 года. Свемы решали наиболее важные вопросы: о военных походах, о законодательстве. Древнерусское государство, как и раннефеодальные монархии, существовало непродолжительное время (по начало 12 в.). Укреплялась феодальная власть это стало приводить к возникновению новых, важных для того времени феодальных центров, помимо Киева. Крупные князья стали приобретать большой вес и стремиться к независимости от киевского великого князя. 7