aah5713_scrpe_a.

Государственный строй России в 18 веке. Административно-территориальное устройство.

Государственный строй России в 18 веке. Административно-территориальное устройство.

В России формируется абсолютная монархия. Она характеризовалась следующими признаками: вся полнота государственной власти концентрируется в руках одного лица, возникает профессиональный бюрократический аппарат; создается сильная постоянная армия, отсутствуют сословно-представительные органы и учреждения. Однако у российского абсолютизма были свои существенные особенности:

• абсолютизм в России сформировался в условиях развития крепостных, а не развития капиталистических отношений и отмены феодальных институтов, как это было в Европе;

• социальной подоплекой русского абсолютизма было дворянство и служилый состояние, тогда как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами;

• становление абсолютизма в России сопровождалось внешней экспансией, вмешательством государства во все сферы общественной жизни.

Система органов власти и их полономочия:

Во главе государства стоял монарх (Царь, с 1722г - Император), которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также был главнокомандующим армии, а с подчинением церкви государству - главой церкви. Согласно тогдашним идеологическим установкам, глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, а потому он имеет право их воспитывать, поучать и наказывать. В 1722 г. был издан указ, согласно которому монарх получал право назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха.

Боярская Дума ликвидирована. С первых лет правления Петра 1 прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, в которую входило до 8 доверенных лиц. После образования в 1711 г. Сената Боярская Дума была ликвидирована.

Сенат (был создан в 1711 году) – высшее правительственное учреждение, также выполнял судебные функции, в конце 18 века статус сената изменился, он стал высшим судебным органом Российской Империи в результате реформы Екатерины 2.

К компетенции Сената относились: судебная и организационная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Сначала решения принимались коллегиально и только единогласно, а с 1714 - большинством голосов. Контроль за деятельностью Сената осуществлял сначала генерал-ревизор, а позже - обер-секретарь. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате в 1722 г. вводились должности генерал-прокурора (фактически был главой Сената) и обер-прокурора (возглавляли департаменты Сената). После смерти Петра I роль Сената как высшего органа управления начинает уменьшаться. Влияние Сената усиливается вновь в 1744 г. Тогда он имел четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных и судебных дел. В царствование Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение Сената вновь уменьшается, а при Елизавете Петровне - растет. С 1801. Сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

В 1726 г. для решения важных вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный совет, высшее совещательное государственное учреждение Российской империи в 1726—1730 гг. в составе 7-8 человек. Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.

48

Его место занял Кабинет министров, который сначала выполнял совещательные функции при императрице Анне Иоанновне, а с 1735 получает законодательные полномочия. Состав Кабинета министров составлял три человека. Ликвидирован был в 1741 г.,

Вместо него создается другой центральный орган, который решал вопросы государственного управления - Кабинет ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). Позже он назывался Императорским советом (при Петре 3), Советом при высочайшем дворе (при Екатерине II). Все время он сохранял за собой значительные полномочия в различных сферах государственного управления.

Центральными органами управления были и приказы (в 1699 г. их было 44). В 1718-1720 гг.. вместо них (приказов) были созданы коллегии, в состав которых относились: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессоры (заседатели), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подьячие. Они управляли отдельными сферами общественной жизни. Решения в них принимались коллегиально. В декабре 1718г. был утвержден реестр коллегий. Важнейшими "государственными" коллегиями были три: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел. Финансовыми вопросами ведали: Камер-коллегия (отвечала за доходы государства), Ревизион-коллегия (контролировала сбор и расход казенных средств). Существовали и другие коллегии: Коммерц-коллегия (торговля), Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (легкая промышленность), Юстиц-коллегия (судебная система) и т.д..

В процессе создания новых органов управления возникли новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советник, асессор и др..

Штаты и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становится профессиональной, а чиновники - привилегированным сословием.

Армия. В конце 17 в. были расформированы стрелецкие полки и прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы "потешные" полки (Преображенский и Семеновский), ставшие ядром новой армии. В 1699-1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все налоговое мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались из крестьян и мещан, офицеры - из дворян. Для подготовки офицеров были открыты военные заведения: бомбардиров (1698 p.), Артиллерийские (1701, 1712 гг.), Морская академия (1715г.) и др. Управление армией сначала осуществляли приказы (Разрядный, Военных дел, артиллерии, провиантской др.), а впоследствии - Сенат, Военная коллегия (1719р.), Адмиралтейская коллегия (1718 p.). Армия делилась на полки, полки - на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, - на роты.

Развивается система карательных органов. В начале 18 в. в структуре государственного аппарата возникает новый орган - полиция, в своей деятельности опиралась на старост улиц и десятников (избирались из числа купцов и ремесленников). К компетенции полиции относились: охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоустройство, вылов беглых крестьян, противопожарные мероприятия.

Административно-территориальное устройство. В 18 веке, в 1708 году, Россия впервые была поделена на губернии, было образовано 8 губерний, появилась должность губернатора. Губернии были поделены на провинции, а провинции на уезды. С 1719 г. территория государства делилась на 45 провинций, которые были основными единицами управления и состояли из дистриктов (округов). Принцип административно-территориального устройства изменился во 2-ой половине 18 века в 1775 г. при Екатерине 2, были упразднены провинции, остались губернии и уезды, данное устройство дошло до наших дней лишь с незначительными изменениями. Если при Петре было 8 губерний, то при Екатерине деление губерний было поставлено в зависимости от численности населения.

Местное управление:

49

1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г.. вместе с Ратушей , - земских изб и бурмистров. Были созданы новые органы – магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. Население поделено на гильдии. Члены городского самоуправления выбирались бессрочно Члены магистрата избирались только бурмистрами и горожанами первой гильдии (купцы, банкиры, доктора, аптекари, мастера высших разрядов.) Магистраты имели судебные полномочия , руководили городской полицией, ведали гор. хозяйством , мануфактурами и ремеслами, богодельнями и гор. школам.

50


Государственный строй России в 18 веке. Административно-территориальное устройство.

В России формируется абсолютная монархия. Она характеризовалась следующими признаками: вся полнота государственной власти концентрируется в руках одного лица, возникает профессиональный бюрократический аппарат; создается сильная постоянная армия, отсутствуют сословно-представительные органы и учреждения. Однако у российского абсолютизма были свои существенные особенности:

• абсолютизм в России сформировался в условиях развития крепостных, а не развития капиталистических отношений и отмены феодальных институтов, как это было в Европе;

• социальной подоплекой русского абсолютизма было дворянство и служилый состояние, тогда как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами;

• становление абсолютизма в России сопровождалось внешней экспансией, вмешательством государства во все сферы общественной жизни.

Система органов власти и их полономочия:

Во главе государства стоял монарх (Царь, с 1722г - Император), которому принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также был главнокомандующим армии, а с подчинением церкви государству - главой церкви. Согласно тогдашним идеологическим установкам, глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, а потому он имеет право их воспитывать, поучать и наказывать. В 1722 г. был издан указ, согласно которому монарх получал право назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха.

Боярская Дума ликвидирована. С первых лет правления Петра 1 прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, в которую входило до 8 доверенных лиц. После образования в 1711 г. Сената Боярская Дума была ликвидирована.

Сенат (был создан в 1711 году) – высшее правительственное учреждение, также выполнял судебные функции, в конце 18 века статус сената изменился, он стал высшим судебным органом Российской Империи в результате реформы Екатерины 2.

К компетенции Сената относились: судебная и организационная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. Сначала решения принимались коллегиально и только единогласно, а с 1714 - большинством голосов. Контроль за деятельностью Сената осуществлял сначала генерал-ревизор, а позже - обер-секретарь. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате в 1722 г. вводились должности генерал-прокурора (фактически был главой Сената) и обер-прокурора (возглавляли департаменты Сената). После смерти Петра I роль Сената как высшего органа управления начинает уменьшаться. Влияние Сената усиливается вновь в 1744 г. Тогда он имел четыре департамента: духовных, финансовых, торгово-промышленных и судебных дел. В царствование Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение Сената вновь уменьшается, а при Елизавете Петровне - растет. С 1801. Сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

В 1726 г. для решения важных вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный Тайный совет, высшее совещательное государственное учреждение Российской империи в 1726—1730 гг. в составе 7-8 человек. Создан императрицей Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.

48

Его место занял Кабинет министров, который сначала выполнял совещательные функции при императрице Анне Иоанновне, а с 1735 получает законодательные полномочия. Состав Кабинета министров составлял три человека. Ликвидирован был в 1741 г.,

Вместо него создается другой центральный орган, который решал вопросы государственного управления - Кабинет ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). Позже он назывался Императорским советом (при Петре 3), Советом при высочайшем дворе (при Екатерине II). Все время он сохранял за собой значительные полномочия в различных сферах государственного управления.

Центральными органами управления были и приказы (в 1699 г. их было 44). В 1718-1720 гг.. вместо них (приказов) были созданы коллегии, в состав которых относились: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессоры (заседатели), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик, подьячие. Они управляли отдельными сферами общественной жизни. Решения в них принимались коллегиально. В декабре 1718г. был утвержден реестр коллегий. Важнейшими "государственными" коллегиями были три: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел. Финансовыми вопросами ведали: Камер-коллегия (отвечала за доходы государства), Ревизион-коллегия (контролировала сбор и расход казенных средств). Существовали и другие коллегии: Коммерц-коллегия (торговля), Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия (легкая промышленность), Юстиц-коллегия (судебная система) и т.д..

В процессе создания новых органов управления возникли новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советник, асессор и др..

Штаты и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становится профессиональной, а чиновники - привилегированным сословием.

Армия. В конце 17 в. были расформированы стрелецкие полки и прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы "потешные" полки (Преображенский и Семеновский), ставшие ядром новой армии. В 1699-1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все налоговое мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались из крестьян и мещан, офицеры - из дворян. Для подготовки офицеров были открыты военные заведения: бомбардиров (1698 p.), Артиллерийские (1701, 1712 гг.), Морская академия (1715г.) и др. Управление армией сначала осуществляли приказы (Разрядный, Военных дел, артиллерии, провиантской др.), а впоследствии - Сенат, Военная коллегия (1719р.), Адмиралтейская коллегия (1718 p.). Армия делилась на полки, полки - на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, - на роты.

Развивается система карательных органов. В начале 18 в. в структуре государственного аппарата возникает новый орган - полиция, в своей деятельности опиралась на старост улиц и десятников (избирались из числа купцов и ремесленников). К компетенции полиции относились: охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоустройство, вылов беглых крестьян, противопожарные мероприятия.

Административно-территориальное устройство. В 18 веке, в 1708 году, Россия впервые была поделена на губернии, было образовано 8 губерний, появилась должность губернатора. Губернии были поделены на провинции, а провинции на уезды. С 1719 г. территория государства делилась на 45 провинций, которые были основными единицами управления и состояли из дистриктов (округов). Принцип административно-территориального устройства изменился во 2-ой половине 18 века в 1775 г. при Екатерине 2, были упразднены провинции, остались губернии и уезды, данное устройство дошло до наших дней лишь с незначительными изменениями. Если при Петре было 8 губерний, то при Екатерине деление губерний было поставлено в зависимости от численности населения.

Местное управление:

49

1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления, созданных в 1699 г.. вместе с Ратушей , - земских изб и бурмистров. Были созданы новые органы – магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и централизованной. Население поделено на гильдии. Члены городского самоуправления выбирались бессрочно Члены магистрата избирались только бурмистрами и горожанами первой гильдии (купцы, банкиры, доктора, аптекари, мастера высших разрядов.) Магистраты имели судебные полномочия , руководили городской полицией, ведали гор. хозяйством , мануфактурами и ремеслами, богодельнями и гор. школам.

50