aah5713_scrpe_a.

Государственный строй России в период сословно-представительной монархии.

Государственный строй России в период сословно-представительной монархии.

СПМ - это такая форма правления, при которой глава государства (монарх) в процессе управления опирается на представителей от различных сословий.

Органы государственной власти:

1. Великий князь, или государь, который обладал большими полномочиями в сфере законотворчества, управления и суда.

2. Боярская Дума – постоянно действующий орган при великом князе, решающий вопросы законотворчества, управления и суда. В основе формирования Боярской Думы лежал принцип местничества – чем выше родовитость, тем выше должность. В состав входило 4 группы чинов: боярин, окольничий, думный дворянин, думный дьяк.

3. Земский Собор - центральный представительный орган при царе, принимавший важные гос. решения (Пример: Соборное Уложение), вопросы о правителях, войны и мира. Полностью включал Боярскую Думу, Священный Собор (Высшее духовенство), входили дворяне, городские представители. Непостоянно действующий орган. Созыв Земского

Собора объявлялся царской грамотой.

4. Приказы - орган центрального отраслевого управления (исполнительная власть). В данный период происходит усложнение систем. Приказы – это аналоги нынешних министерств. Структура: Во главе каждого приказа стоял начальник (судья, казначей, печатник, дворецкий и т.п.), который назначался из состава БД, из думных чинов (бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков). Некоторые судьи руководили несколькими приказами одновременно. В помощь судьям в приказы для ведения делопроизводства назначались дьяки, происходившие из родов мелкого дворянства, духовенства и купечества. Дьяки вместе с судьями рассматривали дела и принимали решения. Техническую и канцелярскую работу делали подьячие, подготавливая тексты, составляя справки, ведя архив приказа. Приказы делились на столы, а столы - на повытья. Столы возглавляли дьяки.

Некоторые приказы:

Разрядный приказ - организация гос. управления Поместный приказ - выделение и оформление земельных наделов и суд по земельным делам; Ямской приказ - организация ямской гоньбы и полицейско - надзорые функции за перемещением лиц и грузов; Приказ Большого прихода - организация сбора общегосударственных налогов и пошлин. и т.д.

Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.

5. Местное управление

Ликвидация системы кормления. Она была заменена органами губного и земского самоуправления, а именно действовали губные избы (выборные органы из бояр) и земские избы (в состав входили выборные местные представители; земский староста) С начала 17 в. из центра на места стали назначаться воеводы, которые являлись руководителями приказной (съезжей) избы. Во второй половине 16 в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

38


Государственный строй России в период сословно-представительной монархии.

СПМ - это такая форма правления, при которой глава государства (монарх) в процессе управления опирается на представителей от различных сословий.

Органы государственной власти:

1. Великий князь, или государь, который обладал большими полномочиями в сфере законотворчества, управления и суда.

2. Боярская Дума – постоянно действующий орган при великом князе, решающий вопросы законотворчества, управления и суда. В основе формирования Боярской Думы лежал принцип местничества – чем выше родовитость, тем выше должность. В состав входило 4 группы чинов: боярин, окольничий, думный дворянин, думный дьяк.

3. Земский Собор - центральный представительный орган при царе, принимавший важные гос. решения (Пример: Соборное Уложение), вопросы о правителях, войны и мира. Полностью включал Боярскую Думу, Священный Собор (Высшее духовенство), входили дворяне, городские представители. Непостоянно действующий орган. Созыв Земского

Собора объявлялся царской грамотой.

4. Приказы - орган центрального отраслевого управления (исполнительная власть). В данный период происходит усложнение систем. Приказы – это аналоги нынешних министерств. Структура: Во главе каждого приказа стоял начальник (судья, казначей, печатник, дворецкий и т.п.), который назначался из состава БД, из думных чинов (бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков). Некоторые судьи руководили несколькими приказами одновременно. В помощь судьям в приказы для ведения делопроизводства назначались дьяки, происходившие из родов мелкого дворянства, духовенства и купечества. Дьяки вместе с судьями рассматривали дела и принимали решения. Техническую и канцелярскую работу делали подьячие, подготавливая тексты, составляя справки, ведя архив приказа. Приказы делились на столы, а столы - на повытья. Столы возглавляли дьяки.

Некоторые приказы:

Разрядный приказ - организация гос. управления Поместный приказ - выделение и оформление земельных наделов и суд по земельным делам; Ямской приказ - организация ямской гоньбы и полицейско - надзорые функции за перемещением лиц и грузов; Приказ Большого прихода - организация сбора общегосударственных налогов и пошлин. и т.д.

Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.

5. Местное управление

Ликвидация системы кормления. Она была заменена органами губного и земского самоуправления, а именно действовали губные избы (выборные органы из бояр) и земские избы (в состав входили выборные местные представители; земский староста) С начала 17 в. из центра на места стали назначаться воеводы, которые являлись руководителями приказной (съезжей) избы. Во второй половине 16 в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

38