aah5713_scrpe_a.

Государственный строй русских земель в период образования централизованного государства.

Государственный строй русских земель в период образования централизованного государства.

Говоря о тенденциях развития права в данных период, можно сказать, что в этот период усиливается значение актов органов государственной власти в регулировании общественных отношений (актов воевод, князя, боярской думы, приказов, органов местного самоуправления, то есть этих актов всех было очень много).

При этом значение обычного права как регулятора общественных отношений падает. В данный период появляется проблема противоречивости законодательства из-за принятия большого числа актов.

Говоря о централизации, следует иметь ввиду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра – Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

Верховную власть в Русском государстве конца 15 - начала 16 в. осуществлял великий князь, который оказался во главе целой иерархии, состоящей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливающих различные степени зависимости для разных субъектов. Однако он осуществлял власть не единолично, а вместе с Боярской Думой - высшим совещательным органом при князе.

В ходе завоевания Москвою Северо-восточной и Северо-западной Руси, московским князьям было важно преодолеть сепаратизм (отделенчество) соседних князей. И если те верноподданнически склоняли голову, то и Иван III, и Василий III великодушно оставляли им их уделы. Менялось лишь следующее.

Во-первых, формально-юридическое положение удельных князей. Вновь присоединенные территории управлялись на основе договоров московского князя с бывшим удельным князем.

Во-вторых, присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы - волостели.

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способствовало то, что в 90-е годы 15 в. Ивану III удалось добиться независимого от константинопольского патриарха назначения русского митрополита.

Боярская дума.

Боярская дума — постоянный законосовещательный орган при великом князе, действовавший в России с 10 по 18 в. Она выросла из Совета бояр при князе, который существовал раннее, но созывался от случая к случаю.

С конца 15 в. она превращается в постоянно действующий орган при князе. В нее входят представители древнейших княжеских и боярских родов, но не в качестве князей и бояр - им присваиваются определенные чины. Князья получают чин «боярин», бояре - «окольничий».

В княжение Василия III помимо этих двух чинов появились «думные дворяне» и «думные дьяки» (секретари).

Дума очень редко рассматривает какие-либо вопросы по своей инициативе. Как правило, это были проблемы, на необходимость решения которых указывал государь. Решения Думы получали силу закона лишь после его утверждения.

В Боярской думе и вообще в системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Боярской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

24

Пути и Приказы.

«Пути» — своеобразные ведомства, соединявшие в себе функции государственного управления и удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.). Возглавляли «пути» назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных лиц. В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» — показатель того, что в государственном управлении сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с течением времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизованной власти.

В 15— начале 16 в. появляются новые органы — приказы. Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В них сформировалось чиновничество — приказные люди, профессионально занимавшиеся государственным управлением. Со временем приказы превратились в монопольные органы центрального управления, совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов.

Местные органы управления.

Оно строилось на основе системы кормления. Присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы - волостели.

Во второй половине 16 в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Судебная система.

Единых в масштабах страны судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации, поэтому судебные функции осуществляли в рамках своей юрисдикции государственные органы, сословные, церковные и частные (вотчинные).

Высшим был суд великого князя — для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели.

Армия.

До конца 15 в


Государственный строй русских земель в период образования централизованного государства.

Говоря о тенденциях развития права в данных период, можно сказать, что в этот период усиливается значение актов органов государственной власти в регулировании общественных отношений (актов воевод, князя, боярской думы, приказов, органов местного самоуправления, то есть этих актов всех было очень много).

При этом значение обычного права как регулятора общественных отношений падает. В данный период появляется проблема противоречивости законодательства из-за принятия большого числа актов.

Говоря о централизации, следует иметь ввиду два процесса: объединение русских земель вокруг нового центра – Москвы и создание централизованного государственного аппарата, новой структуры власти в Московском государстве.

Верховную власть в Русском государстве конца 15 - начала 16 в. осуществлял великий князь, который оказался во главе целой иерархии, состоящей из удельных князей и бояр. Взаимоотношения с ними определялись сложной системой договоров и жалованных грамот, устанавливающих различные степени зависимости для разных субъектов. Однако он осуществлял власть не единолично, а вместе с Боярской Думой - высшим совещательным органом при князе.

В ходе завоевания Москвою Северо-восточной и Северо-западной Руси, московским князьям было важно преодолеть сепаратизм (отделенчество) соседних князей. И если те верноподданнически склоняли голову, то и Иван III, и Василий III великодушно оставляли им их уделы. Менялось лишь следующее.

Во-первых, формально-юридическое положение удельных князей. Вновь присоединенные территории управлялись на основе договоров московского князя с бывшим удельным князем.

Во-вторых, присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы - волостели.

Великому князю принадлежало право назначать на основные государственные должности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооруженные силы и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы, а великокняжеский суд являлся высшей судебной инстанцией. Укреплению власти великого князя способствовало то, что в 90-е годы 15 в. Ивану III удалось добиться независимого от константинопольского патриарха назначения русского митрополита.

Боярская дума.

Боярская дума — постоянный законосовещательный орган при великом князе, действовавший в России с 10 по 18 в. Она выросла из Совета бояр при князе, который существовал раннее, но созывался от случая к случаю.

С конца 15 в. она превращается в постоянно действующий орган при князе. В нее входят представители древнейших княжеских и боярских родов, но не в качестве князей и бояр - им присваиваются определенные чины. Князья получают чин «боярин», бояре - «окольничий».

В княжение Василия III помимо этих двух чинов появились «думные дворяне» и «думные дьяки» (секретари).

Дума очень редко рассматривает какие-либо вопросы по своей инициативе. Как правило, это были проблемы, на необходимость решения которых указывал государь. Решения Думы получали силу закона лишь после его утверждения.

В Боярской думе и вообще в системе государственного управления действовал принцип местничества, по которому положение членов Боярской думы и других должностных лиц определялось их родовитостью, знатностью, а не деловыми качествами.

24

Пути и Приказы.

«Пути» — своеобразные ведомства, соединявшие в себе функции государственного управления и удовлетворения потребностей великокняжеского двора (сокольничий, ловчий, конюшенный, чашничий и др.). Возглавляли «пути» назначавшиеся великим князем «путные бояре» из числа наиболее родовитых и доверенных лиц. В ведении «путей» находились определенные местности, которыми они ведали «судом и данью».

Наличие «путей» — показатель того, что в государственном управлении сохранялись элементы дворцово-вотчинной системы. Однако с течением времени эта архаичная система не отвечала требованиям централизованной власти.

В 15— начале 16 в. появляются новые органы — приказы. Это были бюрократически централизованные органы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В них сформировалось чиновничество — приказные люди, профессионально занимавшиеся государственным управлением. Со временем приказы превратились в монопольные органы центрального управления, совмещавшие административные и судебные функции и состоявшие из боярина (глава приказа), приказных дьяков и писцов.

Местные органы управления.

Оно строилось на основе системы кормления. Присоединенные к Москве княжества переименовывались в уезды, а те, в свою очередь, делились на волости и станы. В уезды направлялись из Москвы наместники, в волости и станы - волостели.

Во второй половине 16 в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах.

Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возлагалось также на целовальников, дьяков и подьячих. Губные избы находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа.

Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1—2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Земские органы содержались за счет местного населения. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.

Судебная система.

Единых в масштабах страны судебных органов не существовало. Суд не был отделен от администрации, поэтому судебные функции осуществляли в рамках своей юрисдикции государственные органы, сословные, церковные и частные (вотчинные).

Высшим был суд великого князя — для крупных феодалов, а также высшая апелляционная инстанция.

Судебные функции осуществляли Боярская дума, путные бояре, приказы. На местах судили наместники и волостели.

Армия.

До конца 15 в